- История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития
- Основные этапы и цели человека согласно религии
- Ашрамы
- Артха, кама, дхарма, мокша
- Списки и описание
- Тримурти
- Локапалы
- Общеиндуистские боги
- Ведические божества
- Аватары Вишну
- Священные тексты
- Шрути
- Смрити
- Бог грома и бурь
- Истоки и история возникновения
- Шесть видов индуизма – типология
- Атрибуты Шивы
- Лакшми
- Индуистские божества
- Тримурти
- Локапалы
- Общеиндийские
- Ведийские
- Аватары Вишну
- Рассмотрим некоторые традиционные направления индуизма
- Шиваизм
- Вайшнавы
- Шактизм
- Философия шактизма
- Четыре направления индуизма
- Вишнуизм
- Шиваизм
- Шактизм
- Смартизм
- Вишну
- Дэв и Дэви
- Основы индуизма и его философия
История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития
Давайте начнем с рассмотрения того, как индуизм развивался в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:
- Период древней цивилизации долины Инда. Одна из трех древнейших цивилизаций Старого Света, наряду с Древним Египтом и Месопотамией, существовала в бронзовом веке с 3300 по 1300 год до нашей эры. Некоторые элементы этой гетерогенной культуры позже были интегрированы в индуизм.
- Ведический период. Его принято делить на два периода. Сначала был сам ведический период (7 тысячелетие до нашей эры). Это ознаменовалось приходом ариев в Индию и созданием Священного Писания — Вед. На их основе сложился и культ жертвоприношения. Последовал период брахманизма — с VI века. АВАНТИЙ ХРИСТОС Н.С до 10 века н. NS. В то время у индусов была литература нового качества: Упанишады. Это философские тексты, написанные на санскрите. На их основе формируется новая метафизика.
- Пуранический период — в это время были созданы такие эпосы, как Махабхарата и Рамаяна, и многие другие легенды и тексты. Также в этот период (около 500 г до н.э. — 500 г н.э.) началось формирование культовых культов великих богов: Вишну, Шивы и Деви. Можно сказать, что это индуизм в его классическом понимании, который пережил наше время.
- Период средневековья — в это время (около 500 лет — 1500 лет) активно развивается движение бхакти и происходит формирование тантризма. Появляются первые секты и аскетические ордена. Новая священная литература написана на местных языках.
- Период современности (с 1500 г по настоящее время) — движение за реформы начинает развиваться. Индуизм как религия превращается в влиятельную политическую силу у себя на родине среди индусов, только чтобы закрепиться на третьем месте как крупнейшая религия в мире.
Несмотря на упрощение культурных ритуалов и практик, индуизм по-прежнему прочно укоренился. На смену разрушенным религиозным ценностям приходят новые — искатели Бога пытаются доказать все противоречия, чтобы индуизм отвечал всем требованиям современной жизни.
Основные этапы и цели человека согласно религии
Согласно древней традиции жизненный путь и духовное развитие человека в индуизме делятся на ашрамы. Философское учение говорит, что система ашрамов ведет к реализации жизненных целей человека пурушартх на каждом этапе жизни, которые, как и ашрамы, 4. Важными пурушартхами являются: артха, кама, дхарма, мокша.
Ашрамы
- Брахмачарья — это самый первый этап жизни человека, который длится от рождения до 24 лет. Его также называют «жизнью ученика», потому что он включает в себя период обучения под наблюдением гуру в качестве монаха, практики самопознания, воздержания, медитации и жизни в соответствии с принципами дхармы.
- Грихастха — это период семейной жизни, когда индуист должен создать семью, завести детей, позаботиться о родителях и посвятить себя служению святым людям. Длится от 25 до 49 лет. За это время должны быть достигнуты такие цели, как артха и кама.
- Ванапрастха — это отрезок жизни продолжительностью 50-74 года, когда человек удаляется и готовится уйти из материального мира. Человек больше внимания уделяет духовным практикам и посещению святых мест.
- Санньяса — это ашрам для людей от 75 до 100 лет. Момент, когда человек оставляет мирские дела и посвящает свою жизнь самопознанию и духовным практикам, в этот момент он готовится к уходу в иной мир и освобождению души от материального тела, достижению мокши.
Артха, кама, дхарма, мокша
Цели, пурушартхи, которых человек должен достичь в своей мирской жизни, следуя моральным принципам, в индуизме сформулированы философами и получили следующие названия:
- Арта: достижение богатства, обретение богатства и накопление определенных средств, приобретение знаний и навыков, принятие высокого социального положения и усиление власти.
- Кама — это цель чувственного удовлетворения, страсти, сексуального желания и веселья. Он лежит ниже мирской цели материального процветания и экономического развития и доступен не только людям, но и животным, жаждущим физического удовольствия.
- Дхарма — это набор мер и правил, которые определяют моральные принципы, выполнение религиозных обязательств и соблюдение законов бытия.
- Мокша — это цель освобождения души от колеса сансары, цепи перерождений на пути к освобождению от страданий и ограничений материального мира.
Индуизм — это образ жизни. Выполняя духовные практики, придерживаясь здорового образа жизни, совершая добрые и добрые дела с чистой душой и открытым сердцем, придерживаясь дхармы, индусы смогут достичь всех пурушартх.
Индуизм
Списки и описание
Тримурти
Самые высокие боги Тримурти:
Легендарный бесплатный курс медитации
Рекомендуемые! Самый популярный курс медитации для начинающих на русском языке. Более 100 000 человек уже научились медитировать. Попробуй сам. Подробнее.
- создатель вселенной от начала времен — Брахма ;
- защитник Вселенной на протяжении всего периода ее существования — Вишну;
- разрушитель вселенной, когда придет время — Шива (верховный бог шиваизма).
Локапалы
Lokapal включают:
- владыка дождя, грома, бог-воин и страж восточного направления — Индра ;
- бог солнца и хранитель юго-восточного направления — Сурья;
- сама смерть и справедливость, хранитель южного направления — Яма;
- владыка стихии огня и защитник юго-западного направления — Агни;
- бог воды и защитник западного направления — Варуна;
- создатель сквозняков и ветра, страж северо-западного направления — Ваю;
- бог всех богатств мира и хранитель северного направления — Кубера ;
- бог лунного месяца, страж северо-восточного направления — Сома.
Общеиндуистские боги
Следующие существа признаны общими индуистскими божествами.
- Сын Шивы и Вишну — Аяплу. Согласно пуранической легенде, Вишну появился в облике женского существа Мохини, которого любил бог Шива. Его вырастили люди и почитали как хорошего охотника и укротителя различных диких животных. Среди его заслуг — победы над злыми демонами.
- Сын, рожденный Паравати и Шивой, — Ганеша. Его считают мудрейшим божеством, ответственным за благополучие. Он занимает особую нишу почитания в индуистском пантеоне.
- Супруга Шивы — Дурга. Он известен как символ мира, равновесия, гармонии и благополучия.
- Жестокая форма Шакти — это Кали. Она охотница на демонов.
- Сын, рожденный Лакшми и Вишну (Брахма), — Кама. Это божество является олицетворением любви в индуистской религии.
- Супруга Вишну — Лакшми. Источник добра, богатства, благополучия и богатства. Приносит удачу и счастье, воплощение грации и очарования.
- Супруга Шивы — Парвати. Это хорошая форма Деви. Она олицетворяет творческую женскую энергию Шивы.
- Супруга Брахмы — Сарасвати. С его помощью и поддержкой был создан мир.
- Покровитель воинственных богов и войны в целом — Сканда. Его часто представляют в виде молодого человека с шестью головами и двенадцатью руками и ногами.
- Обезьяноподобный бог, сын Ваю (бога ветра и воздушных потоков) — Хануман. Его мать — Апсара Пунджисталу. Хануман — один из главных персонажей Рамаяны, он возглавлял армию Ванары, а также дружил с Рамой и Ситой. Шиванисты считают его аватаром Шивы.
Ведические божества
Есть несколько ведических божеств, основные из которых перечислены ниже:
- существа с божественной силой — Абхасвары;
- владыка огня — Агни, хранитель домашнего очага и огня для жертвоприношений;
- женский принцип согласно Ведам — Адити, олицетворяет все, что связано с материнством и световой энергией Вселенной;
- в индуистской религии Адитья считаются сыновьями Адити и Кашьяпы;
- одно из божественных существ Адитьи — Анша;
- другая группа богов — Анила;
- в Ведах Апам Напат взаимосвязан с элементами воды и огня;
- космическая вода находится под покровительством Апаса;
- сыновья Сараньи, боги-близнецы — Ашвины символизируют час восхода и захода солнца, прибывают на золотой колеснице и дарят богатство всему человечеству, спасая его от неудач и болезней;
- брихаспати отвечает за жертвенные обряды и молитвы в индуизме, он один из наваграх, так называемый «властелин слова»;
- Бхага — имя одного из адитьев, оно олицетворяет счастье, процветание и сокровища, раздает эти дары разным людям, приносит удачу;
- Веруна почитается как верховный страж правосудия и судебных дел, воды мира находятся в его подчинении, он один из «всемогущих»;
- Вестопати;
- Вач — богиня речи в индийских мифах;
- вайю (отец Марута) отвечает за воздушное пространство и ветер);
- вишвакарман (создатель Вселенной) признан мастером с божественным даром);
- ведические божества — Вишведева;
- так же, как Вишну поклоняется Брахме и Шиве в индуистской мифологии, он является одним из богов Тримурти, который является триадой богов; Вишну защищает вселенную;
- Дадхикра;
- в группе адитьев, согласно мифам Вед и индуистов, есть также бог Дакша;
- согласно Ведам, за дневное небо отвечает Дьяус, который является мужем Притхиви, отца Ушаса, Ашвинова, Агни, Адитья, Марута, Ангираса;
- владыка Сварги — Индра (это райское место, где нет смерти, но есть радость душевной и физической жизни); Сварги отвечает за свет, молнию, дождь, реки и войну;
- Много;
- ведическая и индуистская мифология упоминает богов Марутов, которые управляют бурей, ветром, громом и молнией;
- другая группа богов — махараджики;
- митра (индоиранское божество) отвечает за дружбу, согласие, согласие и солнечный свет);
- бог грозы и дождя — Параджанья;
- истинное олицетворение Земли в Древней Индии — Притхиви;
- согласно легенде, вселенная была создана из тела Пуруши, согласно индуистским мифам;
- бог Пушан ассоциируется с энергией солнца, плодородия и дороги;
- согласно Ведам, рибкха связана с плодородием и богатством;
- ведический бог Рудра управляет грозами, охотой, ветрами, бурями и связан со смертью; олицетворяет гнев и ярость, а также исцеление;
- рудры включают группу существ, наделенных божественной энергией;
- одиннадцать гимнов посвящают Веды солнечному Савитару;
- сарасвати отвечает за мудрость, знания, искусство, красоту и красноречие в индуизме; эта богиня помогла Брахме создать вселенную; она также стала создательницей брачного покоя, служащего для спасения и блаженства; Изначально ей поклонялись как речной богине;
- бог Сома получил свое название от ритуального напитка, используемого индоиранцами, Ведами и древними персами;
- божественное существо Сурья, связанное с солнцем в индуистских мифах;
- конь небесной конницы Ригведы — Таркшья;
- другая группа божественных существ — тушиты;
- олицетворение рассвета — Ушас, согласно ведийской мифологии;
- индуистский бог Яма, отказавшийся от бессмертия и совершивший самопожертвование, ставшее основой возникновения мира и людей; его называют «властелином подземного мира», «южным миротворцем», «королем смерти и справедливости»;
- Арьямана почитают как хранителя ариев, который следит за силой их союзов; под его покровительством — свадьбы, гостеприимство, путешествия, арийские обряды, подарки и подношения; в более поздних текстах Арьяман упоминается в связи с предками, покинувшими этот мир.
Аватары Вишну
Есть десять главных Маха-аватаров Вишну. Всего существует около тридцати аватаров Вишну.
- Матся.
- Курма — Вишну приходит в виде черепахи.
- Вараха — кабан, спасший нашу планету и все человечество.
- Нарасимха изображается в виде ужасающего и свирепого человека-льва.
- Согласно индуизму, Вамана — воплощение Вишну на Земле в виде карликового брахмана.
- Двуручный бородач с луком и топором — Парашурама.
- Рама — один из главных аватаров, который впоследствии стал самостоятельным объектом в индуистских мифах. Его собственная мифология связана с его именем.
- Кришна и Баларама. Кришну обычно считают полным проявлением Вишну.
- Образ Будды представлен в мифологии как соблазнитель всех, кто слаб в своей вере и готов отказаться от религиозных обрядов. Без почитания Вед люди могут под влиянием аватары Будды пережить смерть.
- Калки — на санскр. «Белая лошадь».
Священные тексты
С древних времен литературные произведения, имевшие значение святилища, имели поэтическую форму и передавались из уст в уста, так как их содержание было легче запомнить. Священные Писания были написаны на санскрите. Как правило, их делят на 2 таких типа: шрути и смрити.
Шрути
принято считать, что шрути — это откровения Бога, переданные через святых мудрецов, что дословно переводится как «слышать». Шрути относится к четырем наиболее важным Ведам»:
- Ригведа — старейшее известное ведическое письмо;
- Самаведа»;
- «Яджурведа»;
- «Атхарваведа».
В свою очередь, каждая книга Священных Писаний разделена на 4 части:
- «Самхита» — мантры сакрального содержания, составляющие основу каждой
- «Видеть»;
- Брахмана»;
- «Араньяки»;
- Упанишады».
Смрити
Это тип священного писания, к которому относятся индуистские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата». Согласно исследованиям ученых, «Махабхарата» содержит суть всех «Вед», переданных в виде философских наставлений Кришне воину Ардждуне, который был князем перед началом важной битвы. Рамаяна рассказывает историю Рамы и заточения его жены Ситы. Темы человеческого существования и дхармы представлены в форме аллегорического повествования с философским смыслом. «Пураны» и отдельные писания, содержащие отдельные инструкции для последователей индуизма, также относятся к смрити.
Бог грома и бурь
В индуистском мифе о сотворении мира бог Индра родился из уст изначального бога или великана Пуруши. Сидя на троне среди грозовых облаков Сварги, или третьего неба, он вместе со своей женой Индрани является правителем облаков и небес. В индийской мифологии облака отождествляются с божественным скотом, а звук грома во время шторма — это битва Индры с демонами, которые всегда пытаются украсть этих небесных коров. Дождь приравнивается к тому, что Бог доит свое стадо. Индра обнимает и контролирует вселенную, балансируя землю в ладони и манипулируя ею по своей прихоти. Он создавал реки и ручьи, моделируя горы и долины своим священным топором.
Истоки и история возникновения
Индуизм считается одной из древнейших религий в мире. С древних времен народы, жившие недалеко от Инда, поклонялись божественной матери, священным деревьям, о чем свидетельствуют найденные при раскопках каменные скрижали. Известно, что во II тысячелетии до н.э арийские завоеватели приходили в эти места, где руководство принадлежало одному человеку. Они поклонялись богам, олицетворяющим могущественные силы природы. Жрецы этих племен, называемые брахманами, совершали обряды жертвоприношений и сочиняли ритуальные гимны, которые впоследствии стали основой Вед. Они поклонялись таким богам, как Варуна, Индра, Агни.
Со временем необходимость жертвоприношений была поставлена под сомнение и появилась идея переселения человеческих душ, что впоследствии было подтверждено законом кармы. Было возможно остановить бесконечную цепь перерождений, следуя путем медитации и не принося жертв, как считалось ранее. К 500 г до н.э. Индуизм стал религией, сочетающей многие принципы буддизма и джайнизма. Верующие стали исповедовать идею вегетарианства и отказа от спиртных напитков, чтобы избежать насилия. Будда был добавлен в пантеон индуистских богов.
Расцветом индуизма считается период с 6-го по 5-й век. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. — период интенсивных философских исследований, когда существовало не менее 6 философских школ, которые предлагали эффективный способ достижения желаемой цели. Разделение и противоречие индуистских школ и течений привело к развитию популярного индуизма в VII-VIII вв. Теперь было признано почитание многих богов, главными из которых были Шива, Вишну и Шакти. Подтверждением этому можно назвать написанное на хинди литературное произведение «Рамаяна», повествующее о древних индийских правителях и войнах, о том, как боги спускаются на землю, сражаются с демонами, помогают и хорошо относятся к людям.
В процессе завоевания земель индейских народов исламскими воинами индуизм постепенно подвергался насилию, вопреки воле людей на завоеванных территориях, или ежедневным изменениям в процессе ассимиляции народов, браков и рождения дети. В то же время часть территории Индии была колонизирована англичанами, где индуизм находился под влиянием христианства. Здесь не признавался жестокий обряд сати, когда после смерти мужа живую жену нужно было сжечь на костре вместе с телом умершего, а также презирали браки между детьми. Уже в VI-X веках в Индии активно развивалось движение бхакти, почитавшее бога Вишну и его воплощение в смертных телах Кришны и Рамы.
Шесть видов индуизма – типология
Индуизм — разнородная и многогранная религия. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Давайте кратко рассмотрим каждый из них:
- Народный — уходит корнями в те времена, когда были племена и идолопоклонство. Самая старая форма религии, в которой люди поклоняются божествам или формам, наделенным божественной силой.
- Ведический — уже по названию можно понять, что это направление основано на Ведах — Священных Писаниях.
- Веданта: последователи этого направления признают трактаты Упанишад. Это часть Вед, которая касается происхождения самого Бога и практик медитации.
- Школа религиозно-философской йоги. Упоминается в Йога-сутрах. Это оказало сильное влияние на распространение йоги во всем мире.
- Дхарма — совокупность всех правил и предписаний этого направления и есть Дхарма. Он не принадлежит ни к какой философской школе — у него есть свои моральные ценности.
- Бхакти — это монотеизм. Иногда эту тенденцию относят к вишнуизму, для которого характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.
Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Следовательно, члены одной семьи могут без конфликтов поклоняться разным божествам.
Атрибуты Шивы
Бога обычно изображают со следующими атрибутами:
- Третий глаз, которым он обратил желание в пепел (Кама.
- Венок со змеей.
- Полумесяц пятого дня (пунчами). Он помещен рядом с огненным третьим глазом и показывает силу сомы, жертвоприношения. Это означает, что Шива обладает способностью воспроизводства наряду с силой разрушения. Луна также является мерой времени. Следовательно, Шива известен под именами Сомасундара и Чандрашекара.
- Священная река Ганг течет из ее взлохмаченных волос. Шива принес людям очищающую воду. Ганга также обозначает плодородие как один из творческих аспектов Бога.
- Маленький барабан в форме песочных часов известен как дамару. Это один из атрибутов Шивы в его знаменитом танцевальном представлении Натараджа. Чтобы удерживать его, используется особый жест руки (мудра), называемый дамару-хаста.
- Вибхути — это три линии пепла, нарисованные на лбу. Они представляют собой сущность, которая остается после всех мал (нечистоты, невежества, эго) и васана (симпатии, антипатии, привязанности к своему телу, славы и мирских удовольствий). Вибхути почитается как форма Шивы и означает бессмертие души и проявленную славу Господа.
- Пепел. Шива окрашивает им свое тело. Это древняя аскетическая традиция кремации.
- Шкуры тигра, слона и оленя.
- Трезубец — особое оружие Шивы.
- Бык Нанди — это его Вакхана (санскритская колесница).
- Лингам. В этой форме часто поклоняются Шиве. Гора Кайлас в Гималаях — его традиционный дом.
- Шиву часто изображают погруженным в глубокую медитацию. Считается, что он искореняет Каму (сексуальное желание), Моху (материальное желание) и Майю (мирские мысли) из умов его преданных.
Лакшми
Индийский бог богатства — женщина. Лакшми — супруга и активная энергия Вишну. У него четыре руки, которые символизируют правильные цели в жизни человека:
- Дхарма;
- Кама;
- Арта;
- Мокша.
Лакшми — богиня удачи, богатства, красоты и молодости.
Индийский эпос «Махабхарата» описывает рождение богини. Когда-то демоны и боги всколыхнули первобытный Млечный океан. Брахма и Вишну пытались успокоить бурные воды. Затем из океана появилась Лакшми. Она была одета в белое и излучала красоту и молодость. На изображениях Лакшми обычно стоит или сидит на большом цветке лотоса. Он держит голубой или розовый цветок и горшок с водой. Две другие руки благословляют верующих и осыпают их золотыми монетами. В декоративных скульптурах храма Лакшми изображен вместе со своей супругой Вишну.
Индуистские божества
Индусы поклоняются множеству индуистских божеств, их аватаров и обожествленных форм. Среди прочего можно выделить следующие.
Тримурти
Это божественная триада, объединившая в одной одежде 3 важнейших божества индуизма: Брахму-хранителя, Вишну-Создателя, Шиву-разрушителя. Тримурти представляет собой духовный принцип Брахмана или «души мира», который является основой всех вещей и явлений.
Локапалы
Локапалы — суверенные божества, охраняющие стороны света, которые являются столпами и защитниками мира. Каждая часть мира заботится о своем боге, во время поклонения которому читается особая мантра. У каждого божества есть собственное оружие и животное, которое служит для их передвижения. В современном индуизме насчитывается 8 локапалов, хотя раньше их было 4. Их имена звучат так, двигаясь на север по стрелке компаса: Кубера, Сома, Инд, Сурья, Яма, Агни, Варуна, Вайю.
Общеиндийские
Все течения индуизма признают таких богов и поклоняются им:
- Айаппа — сын Шивы и Вишны, принявший женскую форму. Символизирует единство и гармонию. Бог Айяппа часто изображается как молодой йог с драгоценным камнем на шее.
- Ганеша — бог, который в индуизме символизирует мудрость и благополучие. Выглядит как существо с человеческим телом и головой слона с бивнем, может иметь от 2 до 32 рук.
- Дурга — богиня-воительница, жена Шивы. Он стремится создать баланс и гармонию, счастье и покой. Это похоже на женщину с 10 руками, едущую на тигре или льве. Его пальцы переплетены мудрами, а в руках он держит оружие для защиты богов и нападения на демонов.
- Кали — богиня-мать, символ разрушения. Он разрушает невежество и освобождает людей, желающих познать Бога, заботится о мироустройстве. Она изображена худой женщиной с длинными черными волосами, 4 руками, 3 глазами и голубой кожей. Он может быть голым или в шкуре зверя. В руках у него меч, голова демона, и вместе с другими он отгоняет страх и благословляет для исполнения своих желаний.
- Лакшми — богиня материального благополучия, изобилия, счастья, успеха и удачи. Также она олицетворяет красоту и изящество. Как супруга Вишну, она замужем за Рамой и Кришной в своих воплощениях. Богиня может быть изображена с 2, 4 или 8 руками, она одета в золотую или красную одежду. Рядом с ним часто изображают слонов.
Даже среди обычных индийских богов их можно отнести к Кама, Парвати, Сарасвати, Сканда, Хануман.
Важно! В индуизме корова считается священным животным и олицетворяет материнство. Убивать животное запрещено, а в некоторых штатах запрещено есть говядину.
Ведийские
Самые известные божества ведийской мифологии:
- Индра — главный и суверенный бог целестиального царства, бог войны, грома и змея-истребителя;
- Сурья — бог солнца и света, целитель;
- Агни — владыка огня и дома;
- Вайу — божество воздуха и ветра;
- Варуна — Господь Бог, хранитель справедливости;
- Адити — богиня материнства;
- Сарасвати — богиня мудрости, искусства, красоты и музыки.
К ним также относятся Митра, Яма, Сома, Ушас, Притхиви, Рудра.
Аватары Вишну
Аватары, или воплощения бога Вишну, подробно описаны в писаниях «Пураны». Их список довольно обширен и со временем дополнялся. Аватары, миссия которых была наиболее значимой в индуизме и форму которых принял Вишну, были следующими:
- Матсья — воплощение Бога в рыбе;
- Курма — в виде черепахи;
- Вараха — кабан;
- Нарасимха — человек с львиной головой;
- Вамана — царь гномов Бали;
- Парашурама — сын брахмана Джамадагни, который сделал брахманов главными;
- Рама — царь Айодхьи, идеал правителя и мужа;
- Кришна — в некоторых источниках его называют высшей формой Бога и не считают аватаром;
- Гаутама Будда — явился в образе человека, решившего выявить злых и неверующих людей, пытаясь отговорить их от того, что Веды священны, и тем самым отнять у них силу;
- Калки — будущий аватар, который, как ожидается, появится в конце эры Кали Юги.
Рассмотрим некоторые традиционные направления индуизма
Шиваизм
Индуистская школа шиваизма широко распространена по всей Индии и, естественно, основана на поклонении богу Шиве.
Во многих храмах Индии вы найдете величественные статуи бога Шивы. И, наверное, многие слышали хотя бы раз известную мантру «ом намах Шивая», что означает: «Я помолвлен с Шивой или что весь мир — Шива».
Блуждающие саньясины или монахи-аскеты особенно выделяются в шиваизме. Кстати, в Индии нередко можно увидеть бродячих монахов полностью раздетыми, то есть обнаженными.
Если вы выйдете голым на Красную площадь, то знаете, что с вами будет. В этом плане тоже очень свободная страна. В прошлом среди аскетов шиваизма были также очень продвинутые мастера со сверхспособностями, которые использовали йогу, медитацию и пранаяму, хотя они могут существовать и сейчас, но в меньшей степени.
Вайшнавы
Также одним из основных направлений индуизма является вайшнавизм, здесь поклоняются богу Вишну. Эта школа построена на любви к Богу и его служению. Даже в священных текстах отмечается, что это самый быстрый и доступный метод познания Бога, который, кстати, очень похож на христианство, о котором мы уже писали.
Мы объясняем, как выражаются любовь и служение Богу. Суть в том, что практикующий повторяет или повторяет имя Бога.
Многие, наверное, слышали, как красиво поют киртан (песни хвалы Богу). В этой практике, например, они также смотрят на изображение Вишну или Шивы и повторяют соответствующие мантры или формулы-слова поклонения. Это их метод слияния с Богом, и он иногда бывает эффективным.
Шактизм
Эта традиция основана на мистицизме и частично связана с тантризмом. Иногда такие «шактистские» ритуалы заканчивались, скажем так, одним словом: оргиями.
Но в целом шактизм — хорошее направление индуизма, так как он основан на поклонении богине Шакти или Богине-матери — это женский аспект изначального Бога.
Ведь на самом деле все мы возникли из чего-то, и это то, из чего мы возникли, это можно обозначить как Изначальную Пустоту или Женский аспект всего сущего. В этом принципе каждый может убедиться сам.
Философия шактизма
Значит, у нас есть такое тело. И если мы исследуем тело: вот кожа, вот волосы, вот череп и мозг, вот мышцы и кости — глядя на тело таким образом, мы увидим, что все органы и ткани тел зависят друг от друга и не существуют сами по себе, и поэтому в нашем теле отсутствует какое-то «я» или самосущность.
И в этом великая пустота тела — «Я» отсутствует в физическом теле, это общий космический принцип для всех форм, как живых, так и неживых. Однако, несмотря на то, что все пусто, мы все равно видим, слышим и слышим своим телом. Бог пуст по своей природе, но он проявляется во всем.
В этой школе индуизма, согласно их философии, через блаженство и экстаз познается единство или слияние с Богом или Богиней. В этом экстазе чувство себя теряется, и только при слиянии остается только понимание Бога.
Четыре направления индуизма
Религия включает четыре основных направления:
Вишнуизм
это одна из величайших религиозных традиций, включающая множество школ. Вишну поклоняются как верховному божеству, как и его воплощения: Кришна, Рама, Нарасимха.
Вишнуизм восходит к временам древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вайшну сосредоточены на бхакти-йоге и воспевании священных имен Бога. Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи считаются традиционными вайшнавскими праздниками. Кришнаизм также является ответвлением вишнуизма.
В последние годы Холи приобрел популярность во всем мире, в том числе в странах бывшего СНГ. Но из-за погодных условий он проводится не весной, как в Индии, а летом. В нашей стране это не религиозный контекст, а просто яркое развлечение. По этой причине его название было изменено на «Фестиваль красок Холи». В Индии Холи знаменует начало нового года и отмечается ранней весной.
Шиваизм
он получил широкое распространение не только в Индии, но и за ее пределами. Например, в Непале и Шри-Ланке значительная часть верующих считает себя шиваитами (так называются последователи шиваизма).
Шиваиты поклоняются Шиве, бесполому существу, которое символизирует бесконечное высшее божественное сознание. Следует понимать, что Шива — это сознание Бога, а Шакти — его сила. Вы можете процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобен мертвому человеку». Основная духовная практика — это аскетизм.
Индуистская религия включает в себя множество различных школ Шайвы. Все они используют в своем служении одно из следующего:
- Пепел: может быть пепел от яджны (жертвы, сжигаемой на костре) или от любого другого огненного ритуала. Самым «сильным» считался пепел, собранный после кремации шамана. Посыпая тело пеплом, индус заявляет о своей отрешенности от всего мирского. Подробнее об обряде самосожжения вдов сати.
- Глаз Рудры или Рудракша — это разновидность вечнозеленого дерева из семейства элеокарповых. Его бусы используются как культовый объект и материал для изготовления различных видов четок, амулетов и украшений.
- Лингам (Шивалингам) — символизирует Шиву, несмотря на то, что в нем нет антропоморфных черт. Это вертикальный цилиндр с полусферическим верхом. В большинстве случаев он имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начал.
Шактизм
Приверженцы этого направления поклоняются Богине-Матери — Шакти или Деви. В этом контексте она является абсолютом божественной формы.
В древности шактизм имел сильную склонность к мистическим ритуалам: отдельные секты организовывали ритуальные оргии, целью которых было объединение с универсальной силой Шакти путем достижения экстаза.
По сей день шактизм тесно переплетается с тантрой, хотя и не во всех направлениях.
Смартизм
Древняя традиция браминов, только реформированная. Основная философия — это Альвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции ближе к школам Бхаскара и Сричанда. Самый значительный религиозный текст — Смрити, давший название этому направлению.
Разумные придерживаются мнения, что каждый верующий волен выбрать божественный объект поклонения, но большинство выбирают одно из следующего: Шива, Вишну, Деви, Ганеша или Сканда.
Сам Шанкара рекомендовал приверженцев панчаятана-пуджи: это практика, которая включает в себя поклонение пяти вышеперечисленным божествам одновременно.
Вишну
Вишну — главный соперник Брахмы, одного из самых популярных и почитаемых божеств в индуизме. В некоторых регионах Индии ему отводится главная роль творца и хранителя Вселенной.
Имя Вишну происходит от слова «вис» — наполнять, то есть Вишну во всем, он наполняет все собой. Он поддерживает порядок во всех вселенных и мирах и периодически, если возникает такая необходимость, полностью или частично воплощается в том или ином месте, чтобы поддерживать порядок и приводить силы в равновесие. Согласно индуистским мифам и легендам, в нашем мире такая потребность возникала уже 9 раз, то есть сколько раз здесь появлялись воплощения Вишну. Он может делать разные изображения, одни из его аватаров — животные, другие — люди. Но вы уже знаете, в чем будет его следующая суть и что он должен будет выполнить.
Первая аватарка — Матсья (рыба):
Во время великого потопа, когда вся земля была скрыта колесницами великого океана, Вишну превратился в рыбу, и в этом образе он предупредил прародителя человечества, сына Брахмы, о неминуемой опасности и помог ему, его семье ., а также 7 мудрецов (риши), которые помогли Брахме в создании вселенной, спасти себя от надвигающейся гибели.
Второй аватар — Курма (черепаха):
Из-за того же великого наводнения было потеряно много сокровищ, в том числе амрита (индийская версия божественного нектара амброзии), которая помогла богам сохранить свою молодость и красоту. Тогда Вишну превратился в гигантскую черепаху и опустился на дно Космического океана, другие боги уселись на его спине на гору Мандара, к которой они привязали огромную змею Васуки. Затем боги повернули гору с помощью змеи, взбивая воду, как молоко взбивается для получения масла. В конце концов океан расширился, и все потерянные сокровища и другие сокровища снова всплыли на поверхность. Богиня Лакшми, верная спутница Вишну во всех ее воплощениях, также появилась из глубин Космического океана.
Третий аватар — Вараха (кабан):
Демон Хираньякша в очередной раз утопил землю в глубинах космического океана, Вараха убил его и поднял землю из морских глубин на своем клыке.
Четвертый аватар — Нарасимха (человек-лев):
Демон Хираньякашипу неправильно распорядился даром бога Брахмы: неуязвимостью. Никто не может убить его днем и ночью. Воображая себя всемогущим, он начал творить многочисленные злодеяния как среди людей, так и среди богов. Унаследован от Хираньякашипу и его сына благочестивого Прахлада, из-за чего он был вынужден искать помощи у бога Вишну. Вишну явился на закате (то есть ни днем, ни ночью, а в период, когда один час дня сменяется другим) в виде Нарасимхи, получеловека-полувева, и убил тщеславного демона.
Пятый аватар — Вамана (карлик):
И снова не без демонов. Демон Бали завоевал мир и достиг такой силы, что стал опасен даже для богов. С силой справиться было невозможно, поэтому Вишну был вынужден пойти на хитрость. Он прибыл на Бали в образе карлика и спросил, сколько еще земли он может измерить за три шага. Бали не был скупердяем, тем более, что гном измерил бы там свои шаги ☺, поэтому он согласился. Но Ваман обманул его: получив согласие, он превратился в великана и в два шага покрыл небо, землю и все, что между ними. Однако в ответ на благородство Бали он не сделал третьего шага и оставил ему ад.
Шестой аватар — Парашурама (Рама с топором):
Человеческий аватар Вишну. Он появился на Земле в образе сына брахмана Джамадагни. Жадный злой царь Картавирья ограбил брахмана, за что был убит Парашурамой. Сыновья Картавирьи убили Джамадагни в отместку. Это привело Вишну в ярость и 21 раз подряд истребило всех мужчин класса кшатриев (воинов).
Седьмой аватар — Рама:
Герой знаменитой Рамаяны, о которой я уже говорил в посте «Балет в Лаосе», — это больше, чем балет. Его верный спутник Лакшми представлен здесь в образе Ситы. Рама почитается как образец мужественности, мужской чести, любящего супруга, монарха и друга. Помимо Рамы и Ситы, в рассказе участвуют его братья Лакшмана, Бхарата и Шатрагна, а также друг и верный помощник Рамы, царь обезьян Хануман. «Рамаяна» — одна из самых любимых тем в творчестве народов Азии; он особенно популярен в Индии, Шри-Ланке и на Бали.
Восьмой аватар — Кришна:
Самое популярное божество в Индии, как и во многих других странах, сегодня. Кто из нас не слышал знаменитую мантру Харе Кришна (हरे कृष्ण, Харе Кришна). Считается, что слушание, а тем более повторение этой мантры увеличивает сознание, открывает ум и, прежде всего, освобождает от последствий кармы.
Девятый аватар — Будда:
Да-да, истинный основатель буддизма. Именно благодаря этому аватару осуществляется тесное переплетение буддизма с индуизмом и логическое включение и распространение его философии на территории Индии.
Десятый аватар — Калки:
Следующее воплощение Вишну. В конце нашей эры Вишну появится в человеческом обличье верхом на белом коне с пылающим мечом в руке. Кстати, для поклонников «Игры престолов» и «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина, согласно не самой, на мой взгляд, бредовой теории, легенда о десятом воплощении была помещена в основа пророчества об Азоре Ахаиа Вишну. Поэтому, когда появится Калки, он осудит и накажет грешников, вознаградит праведников и всеобщее благополучие наступит до следующего пришествия ☺.
Дэв и Дэви
Боги индийского пантеона имеют мужское (Дэвы) и женское (Дэви) происхождение. Корень этих терминов означает «небесное, божественное, что-либо более высокое». Этимологическое значение — «сияющий».
В древнейшей ведической литературе всех сверхъестественных существ называют асурами. В конце этого периода доброжелательные небожители называются Дева-асурами. В постведических текстах, таких как Пураны и Ичиха индуизма, Дэвы олицетворяют добро, а асуры — зло. В средневековой индийской литературе богов называют сурами.
Основы индуизма и его философия
Индуизм основан на вере в бессмертие души: она изначально существует и приходит в этот мир, чтобы познать и реализовать себя. Верующий должен постоянно стремиться к самосознанию и с пониманием принимать все проявления этого мира. Фундаментальная вера в реинкарнацию — это возрождение души после смерти в другом человеке или любом другом живом существе.
Конечная цель жизни в индуизме — познание истинного «Я»: осознание себя как Атмана. Вечное, неизменное духовное существо.
Все движения индуизма стремятся к поклонению ради слияния с ним. Они весьма разнообразны и включают чтение мантр, пение, практику йоги, медитацию и другие духовные ритуалы.
Служение Богу сильно отличается от того, что принято у православных или католических христиан. Можно прийти в храм, где есть художественные изображения и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но в поверхностном виде. Если вы выйдете и будете повторять, повторять мантры, медитировать или практиковать йогу, это будет истинное и искреннее служение высшим силам.
Индуистские традиции подразумевают, что Бог присутствует во всем, даже в каждом человеке. Вы можете показать свою любовь к нему и получить ее взамен с помощью религиозных ритуалов.