БУДДИЗМ — что это

Содержание
  1. Как возникла древняя философия буддизма
  2. Будда и его учение
  3. Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно
  4. Четыре классических принципа
  5. Основные принципы и уроки буддизма
  6. Правила буддизма
  7. В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины
  8. Особенности философии буддизма
  9. 3 основные школы буддизма как философии
  10. В буддизме выделяют три драгоценности
  11. 4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?
  12. Мораль и этика буддизма
  13. Письменные источники философии буддизма
  14. Как практиковать буддизм: осознанность
  15. Буддизм – это религия или философия
  16. 3 вида страданий в буддизме
  17. III — Наши желания – источник страдания
  18. IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения
  19. Незрелые души продолжают поиск удовольствий
  20. Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
  21. Ум и мозг не есть Я?
  22. Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
  23. Священная книга
  24. Ступени Восьмеричного пути
  25. Кратко об истории возникновения буддизма
  26. 5 мифов о философии буддизма
  27. Направления древнейшей из мировых религий

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии преобладал брахманизм. На севере страны возникло движение, которое выступило против него: буддизм. Культура, общество и экономика находились в глубоком упадке. Традиционные институты и племенные ассоциации теряли свое влияние, и формировались классовые отношения. Мудрецы путешествовали по стране и предлагали по-другому взглянуть на духовную и физическую жизнь человека. Среди учений, предлагавших взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения, был буддизм, вызвавший наибольшую симпатию людей.
Буддизм

Будда и его учение

Большинство ученых сходятся во мнении, что основоположником первоначальных концепций философии буддизма был исторический человек. Он был принцем племени Шакья, родившимся в 560 г до н.э на северо-востоке Индии. Согласно легенде, его звали Сиддхартха Гаутама, он провел беззаботное и радостное детство во дворце, но позже он осознал ужас идеи бесконечного цикла перевоплощений и увидел, сколько страданий и боли существует в окружающем мире его. Принц путешествовал семь лет, общался с индийскими мудрецами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может спасти людей от страданий?».

Однажды, сидя под деревом Бодхи, он придумал, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, князь провел еще несколько дней под деревом, затем пошел к людям, чтобы рассказать новое учение.

Первую проповедь услышали жители города Бенарес. Там к нему присоединились пятеро его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за своего отказа от аскезы. В течение следующих 40 лет он рассказывал о своих учениях по всей северной и центральной Индии. К нему присоединилось множество сторонников, близких к основополагающим принципам философии буддизма.

Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно

Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Это набор значимых убеждений о человеке, мире и знании реальности. В отличие от авраамических религий и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия греховного тела и бессмертной души, ожидающей вечных мучений за несправедливую жизнь. Есть просто человек: хорошие и плохие поступки, совершенные им при жизни и отраженные в его карме.

В философии буддизма много специальных терминов, и теперь мы уточним основные из них:

  • Карма. Ключевое понятие буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят определенные вещи. Он говорит нам, что все наши действия имеют последствия.
  • Воплощения. Это феномен духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти одного живого существа его карма переходит к другому живому существу. Эта концепция отличается от «переселения душ» и индуистской концепции «атман», что означает вечную душу.
  • Просвещение. В таком духовно-душевном состоянии, свободном от отрицательных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.
  • Нирвана. Посредством глубоких размышлений и медитации Будда сформулировал одну из главных целей философии буддизма: поиск осознания своей души, основанный на отказе от земных благ, отказе от комфортной жизни. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим умом, он перестает слишком сильно беспокоиться о том, что думают другие, он теряет пристрастие к вещам, его душа начинает развиваться.
  • Самсара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, кто достиг просветления, находятся в этом состоянии.

Будда считал целесообразным следовать «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и купаться в роскоши тоже не стоит. Человеку нужно найти золотую середину между этими двумя крайностями.

Четыре классических принципа

Предположения раннего буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

  1. Жизнь страдает;
  2. Эта истина объясняет, почему существует страдание: мы страдаем, потому что сами этого хотим;
  3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой, чтобы вырваться из тисков страдания, в то время как мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познание полного блаженства, умиротворения, избавление от мирских страстей, искоренение ненависти и познание истинной природы вещей, то есть достижение состояния нирваны. Чтобы распознать это состояние, буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются покровительством, поклоняются святым, а затем освобождаются от своего эго (называемого «мокша»), отвергая человеческие желания и страсти. Есть два пути спасения: 1) Хинаяна — узкий путь спасения, он достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна — это широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навсегда.
  4. Это правило представляет собой серию инструкций о том, как достичь этого состояния (которое во многом совпадает с христианскими Десятью заповедями). Каждый буддист в течение своей мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны — это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Он основан на восьми состояниях:

— правильная речь — воздержание от лжи, сквернословия, светской беседы и речей, которые могут сеять вражду и вести ко злу;

— правильный образ жизни — не причинять вреда всем живым существам, зарабатывать на жизнь, не противореча буддийским ценностям, вести скромный образ жизни, без роскоши и прочих излишеств;

— концентрация: стремитесь избавиться от жестких убеждений и наполнить свой разум позитивными мыслями, научитесь созерцать и познавать истину;

— правильный взгляд — понимание Четырех Благородных Истин (Самсара — это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к концу страдания);

— поступай правильно — твори добрые дела, воздерживаясь от воровства, прелюбодеяния и желания бить других существ;

— правильные мысли — понять, что все зло исходит от нашей плоти;

— правильные намерения — изменить свои желания и намерения. Замени жестокость и вред состраданием; чувственные удовольствия — для преданности духовности; гнев — по доброй воле.

— правильные усилия — прогнать все зло, настроиться на позитив и всегда стараться следовать своим мыслям.

Это основы буддизма, который за века полностью превратился в государственную религию, а также стал неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

Концепции буддизма.

Основные принципы и уроки буддизма

За столетия и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его структуре сформировались основы морали и этики. Они представляют собой общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности для современного человека.

Правила буддизма

Этика буддизма основана на 5 заповедях (правилах), общих для всех областей обучения:

  1. Запрещение причинять вред всем живым существам. Категорически запрещены убийства, включая смертную казнь, эвтаназию и аборт. В продолжение этого завета культивируются доброта, сострадание и милосердие.
  2. Воровство запрещено. Поощряются выражения щедрости и преданности делу.
  3. Прелюбодеяние запрещено во всех его формах. Буддисты просят развивать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Осуждаются ложные заявления, оскорбления, ругательства, сплетни. Последователи учений побуждают людей развивать такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения: алкоголь, наркотики и т.д.

Следовательно, этика буддизма основана на принципах умеренности и доброжелательности по отношению к миру (нельзя никому и ничему навредить). Он способствует развитию чистых и благородных качеств, очищающих ум и ведущих к просветлению.

Статуя Золотого Будды
Направления буддизма: Pixabay

В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:

  1. Страдание — это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования — огонь, который пожирает себя, принося только страдания. Окружающий нас мир непостоянен и постоянно меняется. Все, что создано, в конце концов будет уничтожено.
  2. Желания человека — источник его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас жаждать жизни. По мере нарастания этого желания агония усиливается.
  3. Свобода от желаний ведет к свободе от страданий. В нирване человек перестает испытывать жажду жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и покоя, свободного от переселения душ.
  4. Восьмеричный путь к спасению или «промежуточный» — это воздержание от крайностей в буддийской философии, которое помогает освободиться от страстей.

Восьмеричный путь спасения предполагает верных:

  • понимание — очень важно понять и принять, что наш мир состоит из страданий и боли;
  • намерения — нужно перестать быть эгоистичным, избавиться от амбиций и желаний;
  • речь — человек всегда должен смотреть на свои слова, они должны хорошо передавать и не вредить другим людям;
  • действия — не совершайте плохих поступков, стремитесь делать только хорошее;
  • образ жизни — в философии буддизма запрещено причинять вред живым существам, только это может освободить человека от мучений;
  • усилия — следить за всеми своими мыслями и не впускать зло, быть в гармонии с добром;
  • мысли — наше тело — главный источник зла, если вы освободитесь от его желаний, то вы освободитесь от страданий;
  • концентрация — нужно постоянно практиковать восьмеричный путь и быть сосредоточенным на нем.

Первая и вторая стадии называются праджаной, они необходимы для достижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают правильное поведение и устанавливают моральный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадхой и помогают обуздать ум.

Особенности философии буддизма

В буддизме есть три главных сокровища:

  1. Будда: Это может быть любой человек, достигший просветления, или сам основатель учения.
  2. Дхарма — это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, которые следовали Будде и приняли все принципы его учений.
  3. Сангха — это сообщество буддистов, которые безоговорочно следуют догмам этого религиозного движения.

Борьба с тремя ядами — это буддийский способ получения трех драгоценных камней:

  1. Дистанция от истины существования и невежества.
  2. Телесные страсти и жажда жизни, ведущие к страданиям. Центральное понятие буддийской философии — страдание.
  3. Неспособность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и несдержанность.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и физически. Рождение, смерть, болезни и болезни на протяжении всей жизни страдают. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма, которые сформировались в разное время существования этого учения:

  • Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются религиозным объектам поклонения, у них нет святых мучеников, поддерживающих их, нет рая и ада, никаких ритуалов. Ответственность за избавление от перевоплощений целиком лежит на человеке, это зависит от того, как он действует, живет и думает. Идеал этой философии — монах, достигший просветления.
  • Философия буддизма Махаяны. Появляются святые (институт бодхисаттв), помогая людям на пути освобождения от страданий. Есть небеса, изображения с Буддой и Бодхисаттвой. Теперь даже человека, живущего мирской жизнью, можно спасти от страданий.
  • Ваджраяна. Контроль над самосознанием и медитация — центральные концепции этой тантрической школы буддийской философии.

На следующем рисунке показано, как три основные школы буддийской философии распространены в разных странах:
три основные философские школы буддизма

В буддизме выделяют три драгоценности

  1. Будда: Он может быть создателем учения или его последователем, достигшим просветления.
  2. Дхарма — это само учение, его основы и принципы, а также то, что оно может дать своим последователям.
  3. Сангха — это сообщество буддистов, которые придерживаются законов этого религиозного учения.

Чтобы получить все три камня, буддисты сражаются с тремя ядами:

  • непривязанность к истине бытия и невежество;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • недержание, злость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно представлениям буддизма, каждый человек испытывает как физические, так и душевные страдания. Страдают болезнь, смерть и даже рождение. Но такое состояние неестественно, поэтому от него нужно избавляться.

4. Есть ли в буддизме разветвления (как в хрис­тианстве)?


Мандала Васудхара. Непал, 1777 г. Художественный музей Метрополитен

В буддизме есть три направления: Тхеравада — «учение старейшин», Махаяна — «великая колесница». Слово «колесница» означает, что учение — это своего рода средство передвижения, которое приводит людей к просветлению и ваджраяне, «алмазной колеснице». «. Тхеравада, распространенная в основном в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается самым древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.

С точки зрения последователей Махаяны, Тхеравада — это чрезмерно элитарное учение, которое они пренебрежительно называют Хинаяной, «маленькой колесницей» — в конце концов, предполагается, что нирвана может быть достигнута только на пути монашества. С другой стороны, махаянисты утверждают, что даже миряне могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение бодхисаттв — просветленных людей, которые добровольно остались в сансаре, чтобы помочь другим людям выйти из круговорота рождений и смертей. Таким образом, в тибетской традиции духовный лидер тибетцев 14-й Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и южной Сибири.

В конце концов, Ваджраяна возникла в Махаяне в конце 1-го тысячелетия нашей эры, достигнув своего максимального расцвета в Тибете. Последователи этого движения утверждали, что просветления можно достичь за всю жизнь, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым практикам медитации. В настоящее время распространен в основном в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве и Калмыкии.

Мораль и этика буддизма

Борис Гребенщиков - самый известный русский буддист

Борис Гребенщиков — самый известный русский буддист

Буддийская мораль и этика построены на принципах непричинения вреда и умеренности. В то же время в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитации буддисты изучают механизмы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения буддизма легли в основу ряда школ, которых объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды нацелена на полное развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основано не на вере, а на опыте, недостаточно просто описать его содержание. Характеристики этого духовного пути становятся видимыми только в отношении других мировоззрений и религий. И подходить к учению Будды стоит только после освобождения энергии разума от жестких моральных норм.

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-Питака» или «Трипитака» — это книга, которая является основным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты по буддизму писались на листьях пальмы и помещались в корзины. Этот канон состоит из трех частей и написан на языке пали:

  1. Виная питака — это набор из 227 правил, регулирующих жизнь буддийских монахов. Предоставляет информацию о дисциплине, церемониях и этике.
  2. Сутта Питака содержит книги «Дхаммапада», что означает «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» — сборник рассказов о предыдущих воплощениях Будды. В дополнение к двум перечисленным книгам эта часть включает собственную философию Будды.
  3. Абидхамма питака — это тексты, проникнутые буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, присущей буддизму.

Вышеупомянутые книги всех направлений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священный канон буддийской философии среди учеников Махаяны — это сутра Праджняпаралшта (учение о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Как практиковать буддизм: осознанность

Внимательность — основная практика буддизма. Можно сидеть в медитации, как Будда, много лет. Но для этого нужно пойти в монастырь и отказаться от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.

К счастью, вам не нужно сидеть под баньяновым деревом, чтобы практиковать внимательность.

Внимательность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого необходимо беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим прямо сейчас.

Если вы внимательно прочитаете статью, вы уже понимаете, что настоящий момент, о котором говорят все Мастера, — это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент — это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И, прежде всего, телесные ощущения.

В самом деле, именно телесные ощущения отражаются в зеркале мира: они оставляют следы в вашем сознании.

Итак, имейте в виду. Обратите внимание на настоящий момент, здесь и сейчас.

И внимательно и беспристрастно соблюдайте:

  • Ощущения и эмоции тела — это реакции на происходящее во внешнем мире.
  • Мысли. Буддизм учит, что мысли — это не вы. Мысли — это те же события «внешнего мира», но они происходят в вашем уме. То есть мысли — это тоже предрасположенности, которые тоже оставляют свои следы. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать, как на них реагировать.
  • Окрестности. Помимо «настоящего» момента, вы также должны быть очень чуткими ко всему окружающему вас пространству, быть внимательными к людям и природе. Но держите все свои чувства под контролем, не позволяя им влиять на ваше внутреннее состояние.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет концепции Бога как создателя всего нематериального и материального, всемогущего существа, создавшего мир. В этом отличие от русских представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэвы», их ошибочно называют «богами». Они не создавали Вселенную и не управляют судьбами, это нормальные люди из другой реальности.

Вопрос: «Вы верите в Будду?» — лишены смысла в философии буддизма, поскольку Будда — истинная историческая личность, жившая около 2500 лет назад. Он был нормальным человеком, как и все мы.

Многие люди думают о Будде Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), когда упоминают Будду, это правда, но только отчасти. Любого последователя буддизма, достигшего просветления, можно считать Буддой, а их было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводится как «пробужденный», «просветленный». Но принято писать только Великих Будд с большой буквы, таких как нынешний Будда (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых, согласно канонам различных буддийских школ, от 6 до 21. Имена все остальные пишутся с маленькой буквы.

3 вида страданий в буддизме

И обычно в буддизме и его философии все страдания делятся на 3 типа. Первое страдание связано с нашим физическим телом, которое заболевает, стареет и умирает. Также есть физическая и душевная боль.

Второй тип страдания — это страдание изменчивости. Например, ваш любимый человек, к которому вы были привязаны, ушел к другому человеку. Или, допустим, ваш партнер ранен или получил ожог лица, тогда вам тоже больно. А что вы почувствуете, если вас уволят с работы? Избежать таких изменений невозможно.

Третий тип страдания связан с нашими чувствами и ощущениями. Здесь мы едим приятную пищу, она нам нравится, и рождается привязанность. И поэтому мы переедаем и плохо себя чувствуем. Да, это нормально, но есть люди, как в Африке, которым просто нечего есть.

И можно представить, что есть желание есть, а еды нет. Вот где рождается истинное страдание. Что ж, болезнь не является существенным страданием, когда заболевает наше любимое тело. Это третье существенное страдание.

III — Наши желания – источник страдания

Третья основная идея буддизма заключается в том, что мы страдаем из-за своих желаний. Многим из нас кажется, что мы живем в этом мире по собственной воле. Однако на самом деле это не совсем так, лучше сказать «нет.

Вот человек, который умирает, даже если он все еще хочет жить в этом мире, и как это для него, вы можете себе это представить. Где здесь его воля? Нет, он вынужден умереть против своей воли.

И сколько людей хотели бы, чтобы их любил тот или иной человек, но это не работает. Или кто-то хочет заработать, но тоже терпит неудачу. И если гордого человека унижают, когда он хочет показать свою гордость. А это говорит о том, что мы живем в этом мире не по своей воле, а управляемы только своими желаниями и страдаем только из-за них.

IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения

Закон Будды Шакьямуни объясняет причины желаний в этом мире и то, чем мы являемся, по сути.

Вообще в буддизме наше истинное состояние называется не Богом, а самим государством. И это состояние иногда называют Атманом или Истинным Я. Это состояние независимого существования, в котором есть только большое блаженство и большое счастье.

И все мы раньше были в этом независимом государстве. И далее Будда описывает процесс того, как мы «вышли» или «упали» из этого независимого состояния, которое иногда называют нирваной.

Согласно этому закону буддизма, наше Истинное Я или Атман подвергается вмешательству трех изначальных энергий и из-за незнания Истинного Я падает, подвергаясь воздействию внешней информации.

На этом этапе истинное «я» человека пытается найти снаружи что-то более приятное и лучшее. Так возникают форма и внешний вид, и различные элементы души, а также различие или разделение себя и других. Таким образом, душа начинает искать удовольствия во внешних вещах, и возникает запутанность или привязанность.

Разве люди не думают, когда получают предмет: «это мое, это мое»? И на основе этого разделения рождается ненависть к другим… Так произошло рождение в этом мире.

Все понимают, что нашего настоящего, настоящего дома здесь нет. Наше истинное состояние — это именно состояние или мир без формы, запаха, вкуса и т.д.

Это мир одного света, наполненный безмерным блаженством и счастьем. И где мы находимся одновременно и счастье, и радость, и блаженство, и вечность, одновременно.

Незрелые души продолжают поиск удовольствий

ActionTeaser.ru — тизерная реклама Душу, которая все еще ищет удовольствия в этом мире, можно назвать незрелой. Однако где же удовольствия, которые вы так желаете?

Многие вещи в жизни идут не так и идут не так, как хотелось бы. Так человеческая душа приходит к выводу, что то, что она считала удовольствием, на самом деле просто страдание.

И теперь, когда наша душа осознает, что все страдает, она хотела бы вернуться в свое первоначальное состояние счастья и блаженства, но, как видите, ей мешают эти взаимозависимые условия, другими словами, опыт и различение, накопленные за долгие воплощения мешать ей.

И поэтому люди, которые больше не хотят страдать, обращаются, например, к буддизму, который поможет им вернуться в исходное состояние «изначального ментального блаженства».

И здесь начинается процесс просветления и понимания буддийской философии, когда человек уходит от страданий и желаний посредством надлежащего анализа и размышлений о том, что мир страдает, что он непостоянен, что это иллюзия. И что тело не является сущностью, равно как и ум, чувства, переживания и различение.

И, основываясь на этом правильном взгляде, они избавляются от страданий этого мира, они получают просветление, они получают освобождение.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

В буддизме есть медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для достижения просветления.

Эта медитация позволяет вам успокоить ум, получить мистический опыт выхода из физического тела и уменьшить привязанность к своему телу и внешним объектам. Также эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первое, что мы рассматриваем в этой буддийской медитации, — это наше тело, из чего оно состоит — вот волосы на голове, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело — это просто материя, независимая от нас, которая управляет физиологическими процессами.

Также организм заболевает, стареет и умирает. А если так, то мое тело — это не я, и это не моя сущность. Тело грязное: если долго не мыться, будет пахнуть животным. Так мы видим свое тело. А если тело — это не я, тогда кто в физическом теле? Оказывается, физическое тело — это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум — ум непостоянен, и, более того, отождествление с умом является первопричиной человеческих страданий. Но разум — это просто цепочка мыслей, у них нет эго. Нам кажется, что мысли возникают в мозгу, но сам мозг зависит от других частей тела, и поэтому в мозгу нет меня или отдельного объекта.

Чувства непостоянны и страдают. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, а любовь исходит от чувств. Но в своей жизни мы должны видеть что-то неприятное, слышать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому страдают чувства.

В этой медитации мы представляем, что внезапно потеряли зрение и ничего не видим, что мы не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Страдание возникает естественным образом, и это страдание связано с чувствами, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт, и чувственные привязанности уменьшатся.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Кроме того, души окружающих нас людей меняются, и это непостоянство тоже страдает, и поэтому это не я.

То, что мы представляем себе или другим, — это только опыт прошлого, и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все, из чего состоит человек, — это просто прошлый опыт и различение, это карма, от которой он страдает, это иллюзия прошлого, а не истинное «я.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма

  1. Существует концепция дуккха (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативные цветовые переживания). Все в большей или меньшей степени находятся под влиянием духа.
  2. У Дуккхи всегда есть причина, способствующая возникновению зависимости — жадность, тщеславие, похоть и т.д.
  3. Вы можете избавиться от зависимости и страданий.
  4. Человек может полностью освободиться от духи, пройдя путь, ведущий к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «среднего пути», то есть каждый человек должен найти «золотое» средство между богатым человеком, пресыщенным роскошью, и аскетом, лишенным всех достоинств человечность, образ жизни.

Священная книга

Учения Будды давно передавались из уст в уста. Священное Писание родилось из страха потерять основные заповеди.

Первые записи сделаны на листьях пальм, это коллекция «Типитака». Палийский канон — второе название Трех корзин».

Буддизм короток и ясен

Сборник нельзя назвать «главной книгой буддизма». Различные темы освещаются с помощью легенд, рассказов и проповедей, которые с течением времени претерпели многочисленные интерпретации и модификации.

Коллекция состоит из:

  • «Виная питака», содержащая «корзину правил», посвященную правилам и предписаниям для буддийских монахов,
  • «Суттанта Питака» «Корзина учений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов,
  • «Абхидхамма питака» «корзина чистого сознания», анализ принципов обучения, наиболее трудных для восприятия.

Священные Писания относятся к жанрам преподавания, академической работы и художественной литературы. Они учат всеобщему миру и истине.

Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и выводов. Неправильные действия, которые приносят нам боль, а не радость, являются результатом неправильных мыслей, поэтому вам необходимо развивать осознание, наблюдать за своими мыслями и действиями.
  2. Стремления, правильные желания. Вы должны ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Живите в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не используйте нецензурную лексику, избегайте сплетен, нецензурных выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не причиняйте вреда миру и всем живым существам, не совершайте насилия.
  5. Правильный образ жизни. Правильные действия приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриг, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредоточьтесь на хорошем, следуйте своим мыслям, уйдите от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Это результат правильного усилия.
  8. Правильная концентрация. Чтобы достичь спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм — одна из древнейших религий в мире. Его происхождение произошло в отличие от господствовавшего тогда брахманизма в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно с ним переплетаясь.

Если кратко рассмотреть возникновение буддизма, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали некоторые изменения в жизни индийского народа. Примерно в середине VI века до нашей эры индийское общество пострадало от культурного и экономического кризиса. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, постепенно начали претерпевать изменения. Очень важно, что именно в этот период произошло формирование классовых отношений. Появилось много подвижников, скитающихся по просторам Индии, сформировавших собственное мировоззрение, которое они разделяли с другими людьми. Так, в противовес основам того времени появился буддизм, заслуживший признание в народе.

Многие ученые считают, что основателем буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Он родился в 560 г до н.э в богатой семье царя племени Шакья. С детства он не знал ни разочарований, ни нужды, его окружала безграничная роскошь. Так Сиддхартха прожил свою молодость, не подозревая о существовании болезней, старости и смерти. Настоящим шоком для него стало то, что он однажды встретил старика, больного и похоронную процессию, когда выходил из дворца. Это так повлияло на него, что в возрасте 29 лет он присоединяется к группе странствующих отшельников. Так начинает искать истину бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих проблем и пытается найти способы их устранения. Понимая, что бесконечная череда перевоплощений неизбежна, если не избавиться от страданий, он попытался найти ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя 6 лет в скитаниях, он опробовал различные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими методами нельзя добиться просветления. Он считал медитацию и молитву эффективными методами. Когда он проводил время, медитируя под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому он нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней в месте внезапной интуиции, затем пошел вниз по течению. И они стали называть его Буддой («просветленный»). Там он начал проповедовать учение людям. Первая проповедь прошла в Бенаресе.

5 мифов о философии буддизма

  • Пацифизм.

Одно из основных положений философии буддизма — ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает всякое насилие. Буддист может защитить себя в случае опасности, что отражено в массовой культуре. Документальные и художественные фильмы часто показывают монаха, обучающегося боевым искусствам. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают это достойно.

  • Медитация.

Когда упоминаются буддисты, у многих возникает такой образ: человек, медитирующий в позе лотоса, поет мантры. Исследователи изучили эту проблему и обнаружили, что очень небольшая часть буддистов регулярно медитирует, включая монахов.

Ученые опросили приверженцев различных религиозных течений, выяснилось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

  • Будда.

Неискушенный читатель может подумать, что это изображение Будды Шакьямуни, первого просветленного человека. Это иллюзия. Смеющийся толстяк, принявший позу лотоса, — это Будаи или Хотей, который в философии буддизма рассматривается как следующее воплощение одного из будд — бодхисаттвы Майтрейи. По легенде, он приносит людям счастье, материальное благополучие и веселье. Хотя на толстяка он не был похож, потому что Майтрей много времени проводил в путешествиях.

  • Страдания.

Существует заблуждение, что причинение себе боли и страданий является главной целью буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, они пытаются признать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождения.

Философия буддизма исходит из того, что одна из важнейших целей человеческой жизни — победа над страданием. Истинные буддисты не прибегают к моральным или физическим самоистязаниям таким образом, хотя они знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают идти по пути к просветлению.

  • Реинкарнация.

Человек, не знакомый с буддийской философией, может поверить, что все буддисты поддерживают идею переселения душ и круга сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов понимают реинкарнацию как «возрождение», а не «возрождение». Очень немногие буддийские традиции поддерживают принцип переселения душ к разным животным.

Буддизм

Направления древнейшей из мировых религий

Буддизм короток и ясен

Философские направления буддизма берут свое начало с древних времен:

  1. Хинаяна основана на распознавании внешнего вида происходящего в результате действий, образа жизни и мыслей человека. Идеал — это монах, у которого есть способность избавляться от перевоплощений. Ни святой, ни ритуал, ни рай или ад, ни культовая икона или скульптура не признаются.
  2. Махаяна, признавая благочестие и спасение также для мирян, призывает поклоняться культовым изображениям и святым, предполагая присутствие небес.
  3. Ваджраяна, основанная на медитации и принципах самоконтроля.

 

Оцените статью
Блог об Индии