- Варны
- Каста – навсегда ли это
- Образование – только способ раскрыть природные таланты
- Путь духовного совершенствования – четыре ступени ашрамы
- Характеристика и принципы кастового деления в Древней Индии
- Не по рождению, а по качествам
- Главные характеристики каст
- Брахманы — высшая каста
- Кшатрии — каста воинов
- Вайшья
- Шудры — низшая каста
- Неприкасаемые
- Женщины в кастовом обществе Индии
- Как отличить людей разных варн
- 2. Количество каст в Индии.
- Касты в Индии
- История
- Положение дел в современной Индии
- 9. Заблуждение о том, что касту индийца, с которым общаешься, нужно знать и вести себя соответственно.
- 6. Не каждый индиец принадлежит к касте.
- Неприкасаемые
- Исторический экскурс
- Высшее сословие
- Уникальные особенности каст
- Учение о карме
- Женская доля — стри-дхарма
- Рабы и слуги
- Четыре ступени духовного уклада — ашрамы
Варны
Первоначально индийский народ делили на четыре класса, называемых «варнами»; и это разделение возникло в результате разложения первобытнообщинного слоя и развития имущественного неравенства.
Членство в каждом из домов определялось исключительно по рождению. Также в индийских законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, существующих и по сей день:
- Брахманы — священники. Брамины всегда были высшим слоем кастовой системы, почетной кастой; сейчас эти люди в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
- Кшатрии — воины. Главной задачей кшатриев была защита страны. Теперь, помимо военной службы, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
- Вайшьи — фермеры. Они занимались скотоводством и торговлей. В основном это финансы, банковское дело, поскольку вайшьи предпочитали не участвовать непосредственно в возделывании земли;
- Шудры — обездоленные члены общества, не обладающие полными правами; крестьянский слой, изначально подчиненный другим высшим кастам.
Государственное управление было сосредоточено в руках первых двух варн. Было категорически запрещено переходить из одной варны в другую; также были ограничения на смешанные браки. Подробнее о джати вы можете узнать из статьи «Что такое индийские варны “.
Таблица каст
Каста – навсегда ли это
Индейцы
Место человека в индийском обществе определялось с момента его рождения. Так было на протяжении тысячелетий. Дети брахманов воспитываются в традициях чистоты и постоянного духовного совершенствования. Неудивительно, что юноши и девушки и в будущем будут соблюдать правила, по которым живут их родители. То же самое и в других кастах.
Между тем в шастрах нет ни одного утверждения о том, что нельзя менять ситуацию. Нигде нет и следа того, что вайшье никогда не станет брахманом. Напротив, в «Шримад-Бхагаватам» есть случай, когда сын слуги слушал рассказы брахманов и развил склонность к религиозной деятельности. Уходя из дома, он выбрал отшельника и был причислен к лику святых.
это интересно! Часто в священных текстах можно встретить фразу: сын брахмана, не желающий вести аскетический образ жизни и читать книги, не должен считаться брахманом.
Таким образом, согласно индийской философии, ребенок не появляется в мире как чистый лист бумаги. Напротив, он сохранил некоторые навыки и вкусы из своей предыдущей жизни. Предопределение касается не только внешних данных и семейного благополучия, но и способности отказаться от земных благ в пользу духовного совершенствования. Поэтому жаловаться на судьбу бесполезно, ведь каждый своей прошлой жизнью и поступками получает по заслугам.
Образование – только способ раскрыть природные таланты
Европейское видение профессии гласит: научить работать в определенной сфере можно каждого. Варнашрама-дхарма требует, чтобы индийцы заняли положение, для которого они обладают естественными качествами. Получение степени государственного служащего доступно многим, но не у всех для успешной работы есть желание защищать слабых и руководствоваться принципами чести и справедливости (такими как кшатрии).
Часто задаваемые вопросы Что происходит с индийской молодежью в 25 лет?
Приходит время принять решение: жениться и окончательно выбрать профессию или отказаться от мирской жизни и посвятить себя религиозному служению.
При выборе будущего места в жизни и профессии молодые люди опираются на свои наклонности и принадлежность к какой-то касте. Некоторые пути перед ними закрыты из-за их происхождения, но среди других важно выбрать правильный и не ошибиться.
Путь духовного совершенствования – четыре ступени ашрамы
Четыре уровня духовного самосовершенствования индийских мужчин называются:
- брахмачари
- грихастха
- ванапрастха
- саньяса.
Считается, что молодые люди до 25 лет обязаны соблюдать целибат и находятся на первой стадии — брахмачари. Они изучают прикладные науки и духовные практики с детства в каждой семье. Кшатрий и брахман отдают пятилетних детей в гурукулы, школы-интернаты. 25 лет — важная веха, когда они принимают осознанное решение: создать семью или стать монахом.
Грихастха — это путь мужчин, выбравших семейную жизнь. Они женятся, заводят детей и работают в разрешенных кастами сферах. Ванапрастха наступает после 50 лет, когда мужчины оставляют свои семьи и совершенствуются в отречении от мирских дел. На тот момент у их детей уже есть семьи. Жена имеет право следовать за мужем в святые места и вести там аскетический образ жизни вместе с ним, но при строгом запрете половой близости.
Саньяса — это окончательный отказ от мирской жизни, после которого человек считается мертвым для всего общества и родственников. Если жена до этого оставалась с мужем, теперь она должна вернуться в приют. Мужчина ведет жизнь отшельника или проповедника, живет только на пожертвования и ничего не имеет, кроме самого необходимого.
На заметку! В древности санньяси путешествовали исключительно пешком, и пищу нельзя было готовить на костре. Современные последователи по-прежнему спят на голом полу и также добровольно соблюдают целибат.
Характеристика и принципы кастового деления в Древней Индии
Ни в одном государстве древнего мира священникам не было отведено такое привилегированное положение, как положение брахманов в Индии. Они были освобождены от всех видов пошлин и налогов; они не могли быть казнены или наказаны телесными наказаниями, долговой кабалой; никто не мог позволить себе обидеть или оскорбить их. В противном случае, как думали индейцы, наказание обрушится на весь индийский народ, поскольку боги откажутся принять жертву, что будет иметь катастрофические последствия для всего человечества. Более того, унизить брахмана было просто опасно, так как он мог разрушить весь мир в гневе.
Знания брахманов передавались среди них из поколения в поколение и, что примечательно, только в устной форме, чтобы «священные» тексты не попадали в руки непосвященных и не загрязнялись ими.
Статус и высшее положение брахманов среди других варн довольно ясно описаны в «Законах Ману». «Знайте, — говорят они, — что десятилетний брахман и столетний кшатрий подобны отцу и сыну, но из двух брахман — отец». Следовательно, по своему статусу брахманы превосходили даже царей, принадлежавших ко второй варне — кшатриям. Это вызвало большое количество социально-политических проблем в Древней Индии.
Уголовное право ценило жизнь браминов намного выше, чем других сословий, поэтому даже в случае смерти царя родственники умершего могли рассчитывать только на четверть суммы, установленной в случае смерти священника.
Брахманы участвовали в управлении страной: ученый брахман мог заменить царя в полномочиях верховного судьи, а коллегия из четырех брахманов подвергалась всем гражданским и уголовным преступлениям.
Образованного брахмана, как правило, окружали молодые ученики, которые жили в его доме до юности, служили своему учителю-гуру и заучивали с его слов «священные» тексты Вед, имевших гигантский объем.
Шудры, принадлежавшие к четвертой низшей варне, диаметрально противоположны могущественным и весьма уважаемым индийским священникам. Они не участвовали в религиозной жизни индоарийцев сами по себе: им было запрещено читать и слушать Веды, участвовать в жертвоприношениях и поминаниях. Их отчуждение от «дваждырожденных» проявилось еще и в том, что к ним были отстранены даже самые низшие и самые незначительные звания административного аппарата. Шудры не могли получить право собственности на участок земли, поскольку все, что они покупали, принадлежало их владельцам. На протяжении всей своей жизни шудрам приходилось смиренно выполнять свои обязанности по дому или участвовать в так называемых «грязных делах», связанных со сбором мусора и сточных вод.
Система Варны считалась одним из важнейших божественных институтов, поэтому она была освящена религией. По мнению жителей древней Индии, которая сформировалась в середине первого тысячелетия до нашей эры и сохранилась в современной форме индуизма, принадлежность к той или иной варне предопределена кармой человека, то есть суммой добрые и злые поступки он совершал в предыдущей земной жизни. После смерти человека душа, обладающая вечностью, начинает жить в другом теле, принимает другой облик согласно карме (действиям, заслугам).
Реинкарнация (так называется процесс переселения души) — способ вознаградить человека, обладающего высокой степенью нравственности, или, наоборот, средство наказания за грех, несоблюдение религиозных норм и недостойное поведение. Неслучайно из-за этого души одних снова живут среди высших варн и или даже божеств, а души других мигрируют в низшие варны и даже в тела животных. Невозможно нарушить установленный порядок вещей: закон наказания за грех и награды за добродетельное поведение не может быть отменен ни одним живым существом.
Не по рождению, а по качествам
Чаще всего человек получал варну по рождению. Это, однако, нетрудно понять: рожденный в семье брахманов, ребенок с детства учился проводить религиозные обряды, изучал философию, придерживался определенных правил чистоты (по этой теме вы можете прочитать статью «Городская грязь» Самые чистые люди в мире »). Приняв качества родителей, ребенок естественным образом стал склонен к брахманической деятельности.
Однако нигде в шастрах нельзя найти утверждение, что человек лишен возможности менять положение и, например, родившись в семье вайшьев, он не может стать брахманом. Напротив, я нахожу в нем много других историй: в «Шримад-Бхагаватам» описывается, как мальчик Нарада родился в семье шудрани, слуги. Затем он встретил брахманов, которым служила его мать, выслушал их истории и постепенно развил склонность к религиозной деятельности. Он покинул дом и стал отшельником; в Индии его до сих пор почитают и превозносят как святого. Верно и обратное: если ребенок родился в семье брахмана, но не любит читать книги и вести аскетический образ жизни, его не следует считать брахманом.
Другими словами, разделение на варны или состояния в изначальной системе варнашрама-дхармы зависит от уровня сознания и качеств человека. Согласно этой философии, человек не приходит в мир с чистого листа, у него есть определенные влечения из прошлой жизни, сформированные его деятельностью и желаниями. Следовательно, красота, образование, богатство и уровень отречения предопределены, что исключает слухи о судьбе, поскольку каждый получает по заслугам.
Нигде в шастрах нельзя найти утверждение, что человек лишен возможности изменить свое положение и, например, родившись в семье вайшьев, он не может стать брахманом
Такой подход сильно отличается от нашего обычного взгляда на систему образования. Варнашрама настаивает на том, чтобы человек занимал положение в обществе не только потому, что он приобрел некоторые профессиональные навыки, но, прежде всего, потому, что у него есть определенные качества. Например, сегодня любой желающий может получить диплом в сфере государственной службы. Но у него есть качества, присущие природе кшатрия (то есть желание защитить слабых, чувство справедливости и честности). А что будет, если такой человек вообще по натуре вайшья, то есть предприниматель? Вступив в должность государственного служащего, он будет заниматься прежде всего экономическим процветанием и прибылью, отодвигая на второй план социальные потребности населения. Думаю, нам не составит труда привести множество примеров из современной жизни, подтверждающих эту идею.
Главные характеристики каст
Каждая индийская каста имеет свои уникальные характеристики и особенности, правила существования и поведения.
Брахманы — высшая каста
Брахманы в Индии — это священники и священники в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше положения правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием людей: обучают различным практикам, ухаживают за храмами и работают учителями.
У брахманов есть много запретов:
- Мужчины не могут работать в поле и заниматься физическим трудом, но женщины могут выполнять различные домашние дела.
- Представитель касты жрецов может жениться только на себе подобных, но в виде исключения разрешен брак с брахманом из другой общины.
- Брахман не может есть то, что приготовил человек из другой касты; брахман предпочел бы голодать, чем принимать запретную пищу. Но он может накормить представителя любой касты.
- Некоторым брахманам нельзя есть мясо.
Кшатрии — каста воинов
Представители кшатриев всегда служили солдатами, охранниками и полицейскими.
На данный момент ничего не изменилось: кшатрии занимаются военным делом или занимаются административной работой. Они могут жениться не только на своей касте: мужчина может жениться на девушке из низшей касты, но женщине запрещено выходить замуж за мужчину из низшей касты. Кшатрии могут есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенных продуктов.
Вайшья
Вайшьи всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.
Теперь представители вайшьев заняты экономическими и финансовыми делами, различными предприятиями, банками. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, касающихся приема пищи: вайшьи, как никто другой, проверяют правильность приготовления пищи и никогда не берут зараженную посуду.
Шудры — низшая каста
Каста шудр всегда существовала в шкуре крестьян или даже рабов: они выполняли самую грязную и трудную работу. Даже в наше время этот социальный слой является самым бедным и часто живет за гранью бедности. Разведенные женщины также могут быть замужем за Шудрой.
Неприкасаемые
Кроме того, выделяется каста неприкасаемых: эти люди исключены из всех социальных отношений. Они выполняют самую грязную работу: убирают улицы и ванные комнаты, сжигают мертвых животных, шкуры.
Удивительно, но представители этой касты не могли даже наступить на тень представителей высших сословий. И только недавно им разрешили входить в церкви и сближаться с людьми других сословий.
Женщины в кастовом обществе Индии
Женщины в Индии
Варнашрама определяет стри-дхарму для всех женщин, согласно которому они должны быть хорошими матерями и верными женами. Девочки получали домашнее образование, мамы учили их выращивать и готовить.
С раннего возраста дочери брахманов вместе со своими родителями организуют религиозные праздники, заучивают наизусть многочисленные ведические тексты, учатся отказываться от привычных для европейцев удобств и живут в аскетизме. С таким образованием нужно искать мужа с похожими взглядами, то есть он должен быть из одной касты.
В индийском понимании муж выше жены и даже лучше — старше. Только тогда он сможет уважать это. Межкастовые браки разрешены, но только при условии, что жена более низкого ранга. Противоположная ситуация может иметь место только в кинематографе, но не в реальности.
Как отличить людей разных варн
Брахмана
Это высшая варна, класс священников, духовенство. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.
Общественные правила предписывают почитать брахманов, делать им щедрые дары. Правители избрали их своими ближайшими советниками и судьями, назначив высокие чины. В настоящее время брахманы являются служителями храмов, учителями, духовными наставниками.
Сегодня брахманы занимают около трех четвертей всех государственных постов. За убийством брахмана как тогда, так и сейчас неизменно следовала ужасная смертная казнь.
Брахманам запрещено:
- сельское хозяйство и уборка (но брахманики могут выполнять работу по дому);
- жениться на представительницах других сословий;
- ешьте то, что приготовил человек из другой группы;
- есть продукты животного происхождения.
Кшатрии
В переводе эта варна означает «люди власти, знати». Они занимаются военными делами, управляют государством, защищают брахманов, стоящих выше по иерархии и подданных: детей, женщин, стариков, коров — страну в целом.
Сегодня класс кшатриев состоит из воинов, солдат, охранников, полицейских и командиров. К современным кшатриям также может относиться каста джат, в которую входят знаменитые сикхи — эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в своем родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.
Кшатрий может жениться на женщине более низкой варны, но девушки не могут выбрать себе мужа более низкого ранга.
Вайшьи
Вайшьи — это группа землевладельцев, пастухов, торговцев. Они также торговали изделиями ручной работы и всем, что связано с прибылью — вот почему вайшьи заслужили уважение всего общества.
Сейчас они также занимаются аналитикой, бизнесом, банковским делом, финансами и коммерцией. Это также основной слой населения, работающий в офисах.
Вайшьи никогда не любили тяжелую физическую работу и грязную работу — поэтому у них есть шудры. К тому же они очень требовательны к приготовлению и приготовлению пищи.
Шудра
Другими словами, это люди, которые выполняли наименее прибыльную работу и часто находились за чертой бедности. Нужны другие свойства, они обрабатывают землю, иногда выполняют функцию почти рабов.
Шудры не имели права накапливать собственность, поэтому у них не было собственных домов и садов. Они не могли молиться, а тем более стать «дваждырожденными», то есть «двиджей», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Но шудры также могут жениться на разведенной девушке.
Двиджи — это мужчины, прошедшие обряд инициации Упаньяна в детстве. После него человек может совершать религиозные обряды, поэтому Упаньяна считается вторым рождением. Женщины и шудры не допускаются.
Неприкасаемый
Отдельная каста, которую нельзя отнести ни к одной из четырех варн, — это каста неприкасаемых. Долгое время они испытывали всевозможные преследования и даже ненависть к другим индейцам. А все потому, что, согласно индуизму, неприкасаемые в прошлой жизни вели несправедливый и греховный образ жизни, за что были наказаны.
Они где-то за пределами этого мира и даже не считаются людьми в прямом смысле этого слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и изолированных гетто, роются на свалках. В лучшем случае они занимаются самой грязной работой: чистят туалеты, канализацию, трупы животных, работают могильщиками, дубильщиками и сжигают мертвых животных.
В то же время число неприкасаемых достигает от 15 до 17 процентов от общей численности населения страны, что означает, что примерно каждый шестой индеец неприкасаемый.
Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, транспорте, храмах, магазинах. Им не разрешалось не только приближаться к другим, но и наступать на их тень. А брахманов оскорбляло только присутствие в поле зрения неприкасаемого.
Термин «далит» применяется к неприкасаемым, что означает «угнетение».
К счастью, в современной Индии все меняется: на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, теперь они могут появляться где угодно, получать образование и медицинскую помощь.
Хуже того, что родиться неприкасаемым, может родиться только пария — еще одна подгруппа людей, навсегда вытесненных из общественной жизни. Они дети изгоев и целомудренных супругов, но были времена, когда даже прикосновение к изгоям делало человека равным.
2. Количество каст в Индии.
В Индии нет 4, а около 3 тысяч каст, их можно по-разному называть в разных частях страны и люди одной профессии могут иметь разные касты в разных штатах. То, что безымянные люди в туристических и других почти индийских местах называют 4 кастами, вовсе не кастами, это 4 варна — чатурварнья на санскрите — древняя социальная система.
Варненские брамины (вернее, брамины) исторически были прихожанами, врачами, учителями.
Варна-кшатрии (в древности его называли раджанья) — правители и воины.
Варна вайшья — земледельцы и торговцы
Варна судр — безземельные рабочие и крестьяне, работающие на других.
Варны относятся к кастам, но очень по-разному, иногда нет прямой связи, и поскольку мы уже углубились в науку, я должен сказать, что индийские касты, в отличие от варн, называются джати ×
Касты в Индии
В Индии постепенно формируется кастовая система. Варны начинают делиться на касты, и у каждой касты есть своя профессия. Таким образом, кастовое разделение отражало общественное разделение труда. До сих пор в Индии бытует очень твердое убеждение, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а те, кто нарушит требования, будут понижены в должности по шкале социальных).
История
Историки утверждают, что возникновение такого разделения произошло в то время, когда арии, группа народов индоевропейской семьи, покинули долину Инда и поселились у другой реки — Ганга. Местное неарийское население, проживавшее в тех местах, было порабощено и лишено всех прав. Некоторые из них, добровольно покорившиеся, стали шудрами. А остальное неприкасаемое.
Далее еще больше усугублялась изоляция варны и рост социального разделения общества. Внутри каст начался раскол на более мелкие общины — джати.
Джати — это своего рода подгруппа. Они связаны с наследственной профессиональной деятельностью. Каждая варна состоит из множества джати. В современной Индии (по последней переписи, в которой еще поднимался вопрос о кастах) их около 3 тысяч.
Положение дел в современной Индии
Каста как социальная организация в обществе существует по всей Индии, но в каждом регионе она может быть разной. Кроме того, каждая каста содержит множество подкастов (джати), что делает их количество поистине бесконечным.
Все это также привело к тому, что кастовая принадлежность перестала учитываться при переписи населения, так как их число с каждым годом увеличивается все больше. Например, есть каста портных (дарзи), носильщиков воды (джинвар), падальщиков (бханги) и даже каста браминов, живущих на благотворительность (бхатра).
Конечно, кастовая система в современной Индии больше не имеет того значения, которое было в древние времена. Сейчас наблюдается тенденция к снижению влияния каст, социальных слоев на жизнь жителей страны.
Если раньше практически все определялось социальным происхождением, то теперь, например, продвижение по службе возможно за счет индивидуальных особенностей, навыков и способностей человека, а не только по рождению.
9. Заблуждение о том, что касту индийца, с которым общаешься, нужно знать и вести себя соответственно.
Это заблуждение тиражируется туристическими сайтами, неизвестно для чего, оно ни на чем не основано.
часто невозможно определить, к какой касте принадлежит индеец, только по внешнему виду и роду занятий. Даже если индиец скажет, к какой он касте, хотя такой вопрос не считается приличным, туристу он все равно ничего не даст, человек, не знающий Индию, не поймет, что и почему это организовано в этой фантастической стране. Так что не стоит озадачиваться кастовой проблемой, потому что в Индии иногда бывает сложно определить пол собеседника, а это, наверное, более важно
6. Не каждый индиец принадлежит к касте.
Индийское общество очень неоднородно по своей структуре, и, помимо разделения на касты, существует множество других.
Есть кастовые и некастовые индейцы, например представители индейских племен (аборигены, адиваси), за редким исключением, у них нет касты. А некоторые из некастовых индейцев довольно крупные. Кроме того, за некоторые проступки (преступления) человек может быть исключен из касты и таким образом лишен своего статуса и положения в обществе.
Неприкасаемые
Неприкасаемые — это особое название некоторых каст, которые занимают самое низкое положение в современной Индии (более того, это до 16% от всего населения страны). Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, но как бы находятся вне этой системы и даже вне общества в целом. Они делают самую грязную работу: убирают туалеты, трупы животных и т.д.
Считается, что представители этой касты далитов способны оскорбить другие варны, особенно браминов. Долгое время даже храмы были закрыты для неприкасаемых из низших каст.
Исторический экскурс
Система Варны была основана на законах Ману. Индусы верят, что все мы произошли от Ману, потому что именно он спасся от наводнения благодаря богу Вишну, а остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет назад, но ученые-скептики называют другую дату — 2 век до нашей эры.
В законах Ману с удивительной точностью и рассудительностью расписаны все правила жизни до мельчайших деталей: от того, как пеленать новорожденных, до того, как правильно обрабатывать рисовые поля. Также говорят о делении людей на уже известные нам 4 класса.
Ведическая литература, в том числе Ригведа, также говорит, что все жители древней Индии были разделены еще в 15-12 веках до нашей эры на 4 группы, вышедшие из тела бога Брахмы:
- брахмана — из уст;
- кшатрии — ладонями;
- ваишйа — с бедер;
- шудра — с ног.
Древняя индийская одежда
Причин такого раскола было несколько. Одним из них является тот факт, что арийцы, прибывшие на индийскую землю, классифицировали себя как высшую расу и хотели быть среди людей своего вида, абстрагируясь от бедных невежд, которые выполняли то, что они считали «грязной работой.
Арийцы также женились исключительно на женщинах из семьи Брахманов. Остальные были иерархически разделены по цвету кожи, профессии, сословию: так появилось название «варна».
В средние века, когда буддизм на просторах Индии ослаб, а индуизм распространился повсюду, внутри каждой варны произошла еще большая фрагментация, и отсюда родились касты, в том числе джати.
Таким образом, жесткая социальная структура укоренилась в Индии. Этого не могли предотвратить ни исторические потрясения, ни набеги мусульман и возникшая в результате империя Великих Моголов, ни английская экспансия.
Высшее сословие
Образованная среда и большие современные города запрещают деление на касты. Но похожая система существует и в неосвоенных населенных пунктах, где население подчиняется правилам и нормам. Сегодняшние группы соответствуют кастам древней Индии. Таблица с задачами каждого класса:
Брахмана | Ученые, священники, наставники |
Кшатрии | Воины и правители |
Вайшьи | Ремесленники и фермеры |
Шудра | Слуги и рабочие |
Первый слой населения, брахманы, считается привилегированным. В основном это священники и священники, которые даже выше правителей. Они охраняют храмы, работают наставниками и учителями.
Но у этой касты есть свои запреты:
- мужчинам не разрешается заниматься физическим трудом;
- жениться можно только на представительнице той же группы;
- разрешено есть пищу, приготовленную исключительно брахманами;
- некоторые священники не могут есть мясо.
Женщины могут работать по дому, но не могут работать в поле. Брахманы предпочли бы голодать, чем брать пищу у низшего сословия. Но при этом они сами могли прокормить остальное население.
Уникальные особенности каст
- Имея рядом брахмана, вы можете сделать ему много подарков, но не ждите ответа. Брахманы никогда не дарят даров: они принимают, но не дарят.
- Среди иностранцев ходят шутки, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов.
- Что касается землевладения, шудры могут быть даже более влиятельными, чем вайшьи.
- Шудры низшего сословия практически не пользуются деньгами — им платят за работу едой и домашней утварью.
- Вы можете перейти в низшую касту, но невозможно получить касту более высокого ранга.
Бинди и тилака — так называется красная точка на лбу индийской женщины.Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравенством. Взгляните на его биографию, он действительно человек с большой душой!
Еще одна значимая личность в истории Индии: Индира Ганди. Она не была родственницей Махатмы, только тезка. Ее биографию можно найти здесь: https://indianochka.ru/india/history/indira-gandi.html
Учение о карме
Учение о карме оказало решающее влияние на развитие цивилизации в Древней Индии. Социальных конфликтов никогда не было, так как представители низших слоев общества винили себя во всех своих бедах, несчастьях и бедах.
Они не думали, что можно переложить вину за свою угнетенную и униженную позицию на представителей политической или идеологической элиты, поскольку были совершенно искренне твердо убеждены в том, что их низкий социальный статус, притеснение и оскорбления были лишь следствием ошибок, непоправимых, умышленно или случайно совершенных в прошлой жизни. В связи с этим, опечаленные своей бесплодной судьбой, они могли винить во всех своих злоключениях только себя, которые не смогли устоять перед искушением и попали под влияние порочного образа жизни.
Положительный смысл учения о карме нашел отражение в формировании особой этики жителей Древней Индии. Они внимательно относились к окружающей среде обитания, боялись повредить ее, случайно убив живущих в ней существ.
Религиозная совесть заставляла индейцев окружать представителей живого мира сочувствием и вниманием, как грешная душа могла обитать в физической и материальной оболочке животного, которое за свои неправильные действия сурово наказывалось перерождением не в теле человека, а в теле человека животное.
У каждой варны была своя цветовая символика:
- брахманы ассоциировались с белым (символ моральной чистоты),
- кшатрии — красным (цвет крови),
- ваиси — желтым,
- шудра — черным.
Это нашло отражение в изобразительном искусстве древней Индии, где все предметы и предметы, связанные с идеями «божественного», «священного», были белыми.
Женская доля — стри-дхарма
Женщины занимают особое положение в системе варнашрамы. Их учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью. Традиционно женщины получали образование дома, учились вкусно готовить, содержать семью, а также приобретали другие навыки в зависимости от семьи, в которой они родились. Например, если девочка воспитывается в семье браминов, ее с раннего возраста учат помогать матери и отцу в организации религиозных праздников, она знает различные мантры и молитвы и привыкает жить без роскоши и комфорта. Поэтому для девушки из класса брамина естественно пытаться выйти замуж за брахмана, потому что в этом случае у них схожие качества и цели в жизни. Однако допускается, чтобы жена происходила из имения более низкого уровня. Священные Писания говорят, что муж должен быть старше своей жены во всем, чтобы она могла его уважать — его социальное положение должно быть выше, он должен быть умнее своей жены, выше ее по росту и старше ее. Подробнее о положении женщины в Индии вы можете прочитать в моей статье «Почему индийские женщины не феминистки»).
Женщин учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью
Рабы и слуги
Во всем мире есть определенная часть населения, обслуживающая буржуазию. Разделение общества на социальные классы начинается в школе, хотя некоторые классы даже не получают должного образования.
В Индии низшие классы называют шудрами. С давних времен они выполняли самую грязную и тяжелую работу. Обычно эти люди носят черную одежду. Слуги и рабы живут, чтобы служить представителям других каст.
У них не может быть своей собственности, также запрещено молиться и приносить жертвы богам. В современном мире эти люди продолжают служить богатым. Они самый бедный слой населения, живут за гранью бедности.
По законам Индии нельзя жениться на разведенных девушках. Но шудры могут жениться на любой женщине. Часто хозяин заставляет своих слуг жениться, даже не спрашивая их согласия. И они не имеют права отказываться от таких условий.
Шудры не могут улучшить свое положение. Им запрещено вступать в брак или вступать в брак с представителями высших каст. В отношениях или эссе ребенок может указать, что положение раба или слуги в этом классе перешло от одного поколения к другому.
Четыре ступени духовного уклада — ашрамы
Теперь давайте проанализируем четыре стадии духовной жизни, или ашрама (слово «ашрам» переводится как «обитель, прибежище») — брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса.
Брахмачари — это период полового воздержания, который назначают молодым людям в возрасте до 25 лет. С детства детей в зависимости от склонностей обучают духовным и прикладным наукам. Например, в семьях браминов и кшатриев мальчика отправляют в гурукулу, школу, где он живет без родителей с пятилетнего возраста и изучает Священные Писания и различные языки. По прошествии 25 лет (чем ниже варна, тем короче сроки) молодой человек решает, женится он или останется брахмачари на всю оставшуюся жизнь, то есть монахом.
По прошествии 25 лет молодой человек решает, женится ли он или останется брахмачари, то есть монахом, до конца своей жизни
Если он выбирает семью, то он попадает в грихастха-ашрам: он женится на подходящей девушке, заводит детей и работает для их содержания в порядке, предписанном его варной. Через 50 лет, отдав дочерей замуж и выдав детей замуж, мужчина должен оставить обязанности семьянина и постепенно уйти от всех дел. Ему нужно подготовиться к неминуемой смерти и развить отречение от мира, для этого путешествовать по святым местам и жить простой аскетической жизнью. Жена может следовать за ним, но они добровольно отказываются от сексуальной близости. Например, в этом году я увидел интересный образ в священном месте на Говардхане. Прибыв туда, паломники обычно проводят ритуал: однажды они обходят огромный холм Говардхан. Особо аскеты передвигаются вокруг него не ступенями, а полными поклонами — дандават, то есть ложатся на землю, вытягивают вперед руки и кладут камень, затем встают на место камня и снова ложатся. И я видела, как пожилые муж и жена, видимо принявшие ванапрастху, обходили холм вот так: муж лег на циновку в полном поклоне, а жена, которая катала за ним чемодан на колесах (все свои вещи) , в этот момент коснулся его ступней, а затем и головы, а также как бы поклонился. Итак, они медленно ходили вокруг Говардхана в течение нескольких дней, устраиваясь на ночь, не покидая своего места, прямо на дороге.
На следующем этапе жизни человек принимает санньясу — полное отречение от мира (однако человек может принять саньясу раньше, если перейдет от семейного образа жизни). После посвящения в саньясу он считается мертвым для общества и разрывает все семейные узы. Его жена больше не может жить рядом с ним, она возвращается к своим детям. Главное качество санньяси — бесстрашие, поскольку теперь он во всех своих нуждах зависит только от Бога. Он может жить в уединении где-нибудь в святом месте или может переезжать из города в город, проповедуя людям. Санньяси живет за счет пожертвований, у него не может быть собственного дома и вещей больше, чем необходимо для сохранения души в теле. В прошлом к санньяси предъявлялись очень строгие требования, например, они были ограничены ходьбой, не могли ездить в экипаже, разводить огонь для приготовления пищи. Я знаю, что в Индии все еще есть люди, которые следуют многим из этих правил: они спят только на голом полу и сознательно избегают контактов с женщинами.