- Бог Шива
- Брахма, Вишну, Шива — триединство
- Трезубец бога Шивы
- Чем опасен бог Шива?
- Мать Шивы
- Жёны Шивы
- Дети
- Жена бога Шивы
- В чём опасность многорукого Бога?
- История о супругах Шивы
- Характеристика танца Шивы
- 108 имен Шивы
- Изображение
- Атрибуты
- Символика и атрибутика бога в буддизме
- Легенды появления бога
- Зачем обращаются к богу Шиве?
- Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы
- Третий глаз Шивы
- Трезубец бога Шивы
- Супруга
Бог Шива
Бог Шива — это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милосердие. В его образе сочетаются многие аспекты, что неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а все находится в Абсолюте. Он — Махайог — «великий йог», а также Натарадж — «царь танца», но еще и Мритьюнджай — «победитель смерти», восседающий на троне горы Кайлас в Тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитают не только йоги и последователи шиваизма, люди, которые занимаются изучением энергий Земли, ее влияния на состояние человека, его энергия и сознание стремятся туда вознестись. Опытные люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что, что они видели и испытывали раньше. Это неописуемый опыт, после которого даже великие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают любые сомнения.
На территории Индии много мест, связанных с Шивой, и все их так или иначе можно назвать местами силы. Одна из самых почитаемых — река Ганг. Считается, что священная река течет сквозь волосы бога Шивы, поэтому омовение в ней приносит как внешнее, так и внутреннее духовное очищение.
Брахма, Вишну, Шива — триединство
Индуистско-ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трех божеств: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма — создатель, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель. Это истинная троица ведизма, но они неразделимы, они являются разными проявлениями одного.
Некоторые области шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве комбинацию всех ипостасей: создателя, хранителя и разрушителя. Для шиваитов это Все. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива — абсолютная Реальность. Несмотря на то, что в сознании мифологов бог Шива ассоциируется с разрушением, это не означает разрушение, понимаемое как нечто негативное. Наша культура заставляет нас так думать. На самом деле разрушение можно интерпретировать по-разному: избавиться от прошлого, порвать с ним; конец старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь чтобы что-то начать, нужно сначала устранить предыдущее.
Не последнюю роль играет такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерть. Шива — Абсолют, поэтому слово «разрушение» — только одно из имен, одна ипостась, потому что в другом оно является воплощением милосердия и сострадания.
Трезубец бога Шивы
У трезубца есть еще одно название: Тришула. Один из главных атрибутов божества. В западной мифологии есть похожая ассоциация с Посейдоном. Он командует морской стихией и всегда изображается с трезубцем. В буддийской религии этот объект стал символом трех драгоценных камней Будды. Христианская вера основана на Троице — Троице. Все это говорит о том, что число «три» символично для многих религий и символизирует равновесие и поддержку. В дуализме идет борьба двух противоположных прямых начал, а в троице разные элементы гармонично сочетаются друг с другом. Каждый из принципов уравновешивает два других.
Даже современная система власти часто состоит из двух противоположных сил, как в дуализме. Но древнее мировое правительство часто состояло из трех политических сил, например триумвирата в Древнем Риме. Более подробно останавливаться на политической системе нет смысла, в этой статье задача иная. Но в триувирате было даже больше последовательности и стабильности, чем в современной системе правления. В демократии борьба всегда идет между двумя сторонами, равновесия нет. Побеждает первый, через некоторое время побеждает другой.
Символ трезубца содержит три аспекта, включая современный мир: создателя, хранителя, разрушителя в человеке. Это обозначение встречается в кашмирском шиваизме. Именно в этой традиции перечисленные аспекты соответствуют Шиве. Другие традиционные движения приписывают творение Брахме, безопасность — Вишну, разрушение — Шиве.
Чем опасен бог Шива?
У Махадева двойная природа: творец-разрушитель. Вселенная в конце цикла должна быть уничтожена, но когда Шива является разгневанным богом, вселенная находится в опасности быть разрушенной в любой момент. Так было, когда жена Сати сгорела в огне. Шива создал из себя кровавое божество. Многорукий бог Шива в ипостаси Виробхадры воспроизвелся в тысячах других, подобных ему, и отправился во дворец Дакши (отца Сати), чтобы совершить гнев. Земля «утонула» в крови, Солнце исчезло, но когда гнев прошел, Шива воскресил всех мертвых и заменил отрубленную голову Дакши головой козла.
Мать Шивы
Происхождение Шивы в различных источниках традиционно упоминается вместе с именем Вишну и Брахмы. Исследователи шиваизма и связанного с ним имени бога-разрушителя подвергают сомнению мать Шивы. Кто она? В дошедших до людей древних священных текстах нет названия женской ипостаси богини, которое было бы связано с рождением великого Махадева. Шива саморожденный от чела создателя Брахмы, у него нет матери.
Жёны Шивы
Согласно легенде, многорукий бог Шива был женат на трех женщинах: Сати, Парвати и Ганге.
- Сати — первое перевоплощение его жены. Она была возлюбленной женой Бога, но обстоятельства сложились так, что ей пришлось покинуть эту жизнь раньше времени, совершив ритуал самосожжения. Шива долго страдал после смерти своей возлюбленной, он возил ее прах по всему миру. Чтобы утешить его, душа Сати решила перевоплотиться в дочь царя гор, получившую имя Парвати.
- Парвати — далеко не единственное его имя. Следовательно, она также известна как Кали из-за того, что родилась черной. Парвати пришлось искать расположения Шивы и в конце концов заслужила его любовь. Бог взял ее в жены, а Парвати подарила ему двух сыновей: Ганапати (Ганеша) — бог мудрости, устраняющий препятствия, и Субрахманью (Сканду) — вождя воинственных божеств
- Ганг — речная богиня, но не обычная, а протекающая через три мира: небесный, земной и подземный. Она наделена особой силой избавлять от всех земных грехов. Ганга испытывал сильные чувства к Шиве и просил его отвести ее к себе. Бог женился на ней, и с тех пор она была в волосах.
Дети
Божественная семья — это форма Шанкары, то есть сознания, созданного для того, чтобы творить добро для мира. Дети от союза Шивы и Парвати являются олицетворением баланса между материальным и духовным:
- Сканду (Картикея) — шестиглавый бог войны. Его сила настолько велика, что на шестой день своей жизни он уничтожил демона Тарака.
- Ганеша — бог с головой слона, в Индии его почитают как божество материального достатка.
- Нармада — дочь Бога, но в нетрадиционном смысле этого слова. Таким образом, Господь, практикуя глубокую медитацию на горе Арамкут, отделяет от себя часть своей энергии, из которой создается река Нармада. Это священно для индуистов.
Жена бога Шивы
Шакти — женская энергия, неотделимая от Шивы, без нее это Брахман, лишенный качеств. Жена Шивы — Шакти в земных воплощениях. Сати считается первой женой, из-за унижения и неуважения к Шиве со стороны ее отца Дакши она пожертвовала собой через самосожжение. Сати переродилась как Парвати, но Махадев был так опечален, что не хотел оставлять свои долгие годы медитации. Парвати (Ума, Гаури) совершила глубокую аскезу, покорив таким образом Бога.В своих разрушительных аспектах Парвати представлена богинями: Кали, Дурга, Шьяма, Чанда.
В чём опасность многорукого Бога?
По своей природе Махадева двойственен: в то же время он действует как создатель и как разрушитель. В конце своего цикла Вселенная должна быть уничтожена. Но если Господь Шива сердится, он может сделать это в любой момент.
Похожая история произошла, когда Сати погибла в огне. Затем бог стал кровожадным и жестоким. Он, испытав ипостась Виробхадры, размножился тысячами и отправился во дворец отца Сати для мести. В гневе он убил всех вокруг себя, отрубил голову Дакше, виновнику смерти своей возлюбленной. Реки крови текли по земле, солнце гаснуло. Но гнев Божий прошел и воскресил всех мертвых, и Дакша надел ослиную голову.
История о супругах Шивы
История любви между Шивой и его женой Сати удивительна и необычайно сильна. Сати была дочерью бога Дакши. Мне не нравился Дакша Шива. Но во время праздника выбора женихов Сати выбрала своим мужем этого многорукого бога. Шива не проявил должного уважения к отцу своей жены. И Дакша решает отомстить. Он устраивает жертвоприношение, но не приглашает Шиву. И жертвенный кусок мяса отказался отдать ему. Обиженная Сати, горячо любившая своего мужа, бросается в жертвенный огонь. Во имя возлюбленного она принесла себя в жертву. В гневе Шива убивает Дакшу. Он скорбит о своей любимой жене в глубокой медитации на горе Кайлас. Он провел сотни лет в медитации. В то время на земле происходила великая битва между богами и демонами. Только сын Шивы мог победить демонов.
Сати родилась у другой девушки по имени Парвати. Парвати, как и Сати, влюбилась в Шиву. И он решил завоевать ее любовь. Он отправился на Кайлас и предался покаянию. Но Шива в медитации думал только о Сати. Чтобы его возлюбленная увидела ее, Парвати совершила глубокую аскезу. Этим она удивила Бога. Он женился на ней. После брака у них рождается необычайно сильный сын — шестиглавый бог войны Сканда. Когда ему было шесть дней, он победил демонов.
Всего у них было трое детей. Вместе они составляют баланс между духовным и материальным. Два других сына — слоноголовый бог богатства Ганеша и дочь Нармады.
Нармада возникла из метафизической энергии Шивы. Когда он сидел в глубокой медитации, Шива отделил от себя часть энергии. Эта энергия превратилась в реку, считающуюся священной для индусов. Нармада в переводе означает «доставлять удовольствие».
Характеристика танца Шивы
- Волосы, развивающиеся в движении, указывают на неиссякаемую энергию Бога.
- У ног Шивы лежит карлик, как олицетворение сил зла и человеческого невежества.
- Наличие ореола Тирувази указывает на присутствие вселенского влияния Бога.
- В правой руке Шивы есть дамару — небольшой барабан, который символизирует пробуждение всего мира и интерес к жизни.
- Левая рука делает жест, который характеризует Божье благословение и всевозможные одобрения. В то же время, соприкасаясь с нимбом, пламя (Агни) рассматривается как знак мирского очищения.
- Положение второй левой руки (на груди) характеризует силу и мощь, определяет присутствие отвергнутого и осужденного демона.
- Серьги бога также полны скрытых мотивов. В правом ухе серьга удлиненная, что характеризует мужскую половину Шивы, а в левом ухе вставлена обычная круглая серьга, символизирующая женскую половину. Это говорит о бисексуальности всех божеств.
- В волосах бога изображены кобра и полумесяц, олицетворяющие божественность Шивы.
- Огонь на лбу символизирует третий глаз божественности и великой мудрости.
108 имен Шивы
Различные списки 108 имен (сахасранам) Шивы приведены в тантрах, пуранах и Махабхарате. Ниже приведены некоторые имена Шивы с приблизительными переводами.
- Шива добр, приносит счастье;
- Амарнатх — Владыка бессмертия (есть одноименное священное место — Амарнатх);
- Бахурупа — Обладающий множеством форм;
- Бхайрава (санскр. भैरव, бхайрава) — «ужасный», жестокое проявление Шивы, связанное с разрушением;
- Боленатх — «покровитель (господин) простых». Поскольку слово «бхола» означает и «простой, не лицемерный», и «простой, наивный, наивный, глупый», то Боленатх часто понимается в смысле «Повелитель наивных»;
- Бхутапати, Бхутешвар — повелитель бхут (нежить);
- Вамадева — Прекрасный Бог;
- Вирабхадра — Прекрасный герой; жестокая форма Шивы;
- Вишванатх — Владыка Вселенной;
- Гангадхара — Держащий Гангу;
- Гангаприя — Возлюбленный Ганги / Возлюбленный Ганги;
- Гириша — Владыка гор;
- Дурвасас — Раздет, плохо одет;
- Ишана (санскр. ईशान, ишана) — Правитель;
- Кайлаш Васин — Живущий на горе Кайлас;
- Капалималин — носить гирлянду из черепов;
- Капардин — Wear Kapardu (стрижка в форме ракушек);
- Лингараджа — царь Лингама;
- Махадева (санскр. महदेव, махадева) — Великий Бог;
- Махешвара (санскр. महेश्वर, махешвара) — Верховный Владыка;
- Мритйунджа — победившая смерть;
- Натараджа (санскр. नटराज, натараджа) — царь танца;
- Нилагрива или Нилаканта (смертельный яд на санскрите);
- Пашупати — повелитель животных;
- Рамешвара — Бог Рамы (по Рамаяне, Рама перед нападением на Ланку поклонялся Шиве, прося у него защиты и поддержки, что принесло ему успех в битве);
- Стхану — твердый, непоколебимый;
- Трямбака — Три глаза;
- Трипурантака, Трипурари — Разрушитель трех городов;
- Тришулдхара — Держащий трезубец;
- Тьягараджа — царь аскетизма;
- Хара — Разрушитель;
- Шанкара (санскр. शङ्कर, шанкара) — приносить добро;
- Шарва — Стрелок;
- Шриканта — «Хорошая шея».
Изображение
Этот бог изображен в белом цвете, что означает духовную чистоту. Третий глаз можно увидеть посередине лба Шивы. С его помощью он умеет смотреть сквозь пространство и время — это символ мудрости.
Еще одна тонкость в облике Шивы — три полосы на лбу. Их называют трипунда (трипухрах).
Одна из интерпретаций такова: они напоминают людям, что они должны искоренить эгоизм (анава), избавиться от кармы (действия с учетом результата), заблуждения (майя). Еще одно толкование полосок — избавление от лишних желаний:
- на уровне тела не следует желать увеличения продолжительности жизни, улучшения здоровья и внешнего вида;
- на духовном уровне нужно избавиться от тщеславия, тоски по жизни, полной успеха и богатства;
- на уровне ума не следует накапливать ненужные знания, размышлять, испытывать гордость.
Ссылка! Имеется в виду чрезмерная концентрация ума в этих направлениях. Например, когда люди переносят операцию, чтобы выглядеть лучше. Слишком сосредоточен на богатстве в ущерб другим сферам жизни. Они приобретают знания только ради знаний и т.д.
Три белые полосы в образе Шивы (лингам с трипундрой) также означали тюрьмы в человеческой душе, это гуны: Саттва, Раджас и Тамас.
Позже божество стали изображать сидящим или танцующим. Одним из основных вариантов четырехруких фигурок было изображение Шивы с бледной кожей и синей шеей. Его тело согнуто в позе лотоса и лежит на ложе из меха, его плечи покрыты шкурой слона или тигра.
Третий глаз на лбу всегда открыт. Одним из атрибутов божества по-прежнему была змея, перекинутая через плечо, висящая на шее или охватывающая запястья и лодыжки. У Шивы в ушах обычно несколько сережек: одна для женщин, другая для мужчин.
Еще одно изображение статуэтки — Шива в виде танцующего божества. Это Нритья-Мурти. Количество его рук не ограничено определенным числом. В ладонях он может содержать различные атрибуты, как мирные, так и военные. У подножия танцующего Шивы всегда есть убитый карлик. Символизирует демона Аласмар-Пурушу (иллюзию).
Считается, что этот бог живет в горах на вершине Кайласа. Именно там ему удается погрузиться в свой мир.
Суровость, отречение от внешнего мира воплощено в Шиве. Благодаря третьему глазу он понимает глубокие тайны Вселенной. Ладонью, обращенной к зрителю, Шива указывает путь освобождения дживы (личной души). Он снимает цепи, мешающие просветлению.
Атрибуты
У Шивы много разных атрибутов. Бродя по Индии, можно увидеть совершенно разные статуи одних и тех же богов. Знание символов этой страны помогает понять все ее нюансы. Часто в руках Шивы находятся атрибуты оружия в виде Аджагава (особый лук), Бхиндипала (дротик), Гада (палка), Хадги (меч), Хатванги (дубинки с черепом), Хетака (щит) и различных другие. Еще одна значимая вещь — трезубец Тришулы (символ эволюции, гуны, трех ликов времени и других концепций).
Ритуальные атрибуты включают:
- трубка чиллум для курения;
- панцирь Шанха;
- мудра (положение рук в специальных позах);
- кувшин с нектаром бессмертия Каумуди;
- чаша Капала в форме черепа;
- маленький барабан Дамару (символ Вселенной, из которой все родилось);
- особые розарии Акшамалы.
Для Шивы характерны разные энергии: огонь (Агни), небесная река (он смог умиротворить Ганг) и сила Шакти.
Образ божества тесно связан с животными: змеей-нага, слоном и тигром (шкуры этих животных и слоновья рога), белым быком (Нандин) и оленем (Кришнамрига).
Шива обладает особыми знаниями, способными поднять человека над этим миром и приблизить его к Всевышнему.
Символика и атрибутика бога в буддизме
Как и другие индийские божества, у многорукого божества есть символы, атрибуты Шивы, которые отражают грани его натуры. Атрибуты включают:
- тело — залитое пеплом, выражает начало Вселенной, которое шире границ бытия;
- заплетенные волосы — сплетение разной энергии;
- луна в волосах — олицетворяет силу контроля над разумом и пониманием;
- 3 глаза: луна и солнце, огонь;
- полузакрытые глаза — бесконечные жизненные процессы; открытые глаза — зарождение жизни, закрытые — разрушение старой жизни;
- змеи на шее и плечах — олицетворение настоящего, прошлого и будущего времени;
- Ганга в волосах — символизирует снятие и очищение грехов;
- правая рука: побеждает зло, дает силу и благословение;
- бык — верный спутник разрушителя желаний, средство передвижения;
- в шкуре тигра — победа над недостатками и непристойными желаниями;
- барабан также относится к атрибутам Шивы, олицетворяет физическое и внетелесное существование;
- нимб вокруг тела — олицетворяет Вселенную;
- фаллос — лингам, мужественность и плодородие;
- оружие божества — трезубец, символизирующий 3 грани: разрушителя желаний, хранителя и создателя.
Самый распространенный символ Индии — танцующий Шива. Танец называется тандава. Каждый элемент изображения или статуэтки, каждое движение пропитано неслучайным смыслом. Главное значение — разрушение Вселенной. Изображение динамичное, подвижное, некоторые жесты переплетаются в орнаменте.
Эта динамика означает вечное течение времени, постоянные изменения, чередование процессов созидания и разрушения.
Легенды появления бога
Существуют разные версии прихода Божественного Шивы в этот мир, каждая из которых отличается от другой.
- Согласно первой, Господь Брахма много времени проводил в медитации, молясь о таком сыне, как он. В результате у него на коленях появился мальчик, кожа которого была невероятно синей. Ребенок начал бегать вокруг бога, прося имя. Брахма назвал ребенка Рудрой, но это не остановило мальчика: он продолжал кричать. Итак, Брахма был вынужден придумать еще 10 имен, всего вышло 11 и 11 реинкарнаций.
- Согласно второй легенде, Рудра (Шива) был создан из гнева Брахмы, поэтому это божество имеет самую негативную энергию в индуизме.
- Третья версия утверждает, что Брахма возник из чрева Вишну. Злые демоны желали уничтожения Брахмы, и затем из области между бровями Вишну, из-за его гнева, появляется Шива, держащий Трезубец, который спас Брахму от злых существ.
Зачем обращаются к богу Шиве?
логично задать такой вопрос, ведь это божество отличается своей разрушительной силой. Но, с другой стороны, Бог также уничтожает все невежество, болезни, все, что пережило его годы, мешает нормальной жизни.
Также в переводе с санскрита имя Шива означает «добрый». Этот бог индуистского пантеона отвечает за начало новой жизни, связанной с цветением, плодоношением, самой жизнью и жертвоприношением во имя его.
он также единственный из всех богов, которые контролируют время, особенно человеческую жизнь. Никому другому, кроме Шивы, не позволено влиять на время. Поэтому его часто называют Махакала — «великий момент». Тем, кто желает продлить годы земной жизни, а также развиваться духовно, следует просить его о помощи в молитвах.
Древние легенды гласят, что Бог старался максимально продлить человеческую жизнь. Для этого он предлагает людям йогу, призванную вести к бессмертию, вечной молодости. Отсюда и прозвище правителей другим эпитетом: Махайог (Великий йог).
К сожалению, сразу сохранить знания о йоге не удалось, со временем они были практически полностью забыты. Но, к счастью, немногочисленные приверженцы этого искусства, отшельники, помогли йоге не уйти в небытие, сохранив асаны по сей день. Сегодня активно возрождается физическая и энергетическая практика.
Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы
Шиву часто изображают как божество с четырьмя руками, а иногда даже с восьмью руками. Зачем нужно столько рук? Конечно, это связано с символикой, и не следует понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабан дамару, который символизирует ритм Вселенной, в другой он держит священное пламя Агни — символ очищения и воссоздания мира.
Шива также изображен с трезубцем. В такой мультиручке определенно кроется философский смысл. Если в двух руках у него дамару и Агни, двое других совершают жесты: один выполняет жест одобрения, другой — силу и силу. Согласно легенде, звук этого барабана считается прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог «ОМ», который позже был назван мантрой, в которой заключается вся сущность Вселенной концентрированный. Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не все изображения выглядят одинаково. Фигура Шивы может быть окружена змеями. Символическое значение змеи также неоднозначно, потому что по одной версии оно может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три кольца змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и Дело в том, что сам он вышел за пределы временных представлений.
Третий глаз Шивы
О третьем глазу Шивы ходят легенды. Интересно, что среди других богов, у которых есть третий глаз, есть Тара и Ганеша. Вот и все: у других богов нет третьего глаза. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива смотрит третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.
Одно из ярких доказательств этого — история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги послали бога Каму к Шиве, чтобы вдохновить его любовью, потому что они видели, как страдает бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и понимая, что он больше не может иметь ребенка. Но Шива не хотел думать о поиске другой жены, поэтому ему пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, потому что он пытался повлиять на самого Шиву! В какой-то степени ему это удалось, потому что мы знаем о жене Шивы Парвати. Однако, когда Шива почувствовал стрелу, выпущенную в его сердце из лука Камы, последний был немедленно пронзен испепеляющим взглядом Шивы, и теперь у этого бога нет тела. Они называют это так: Кама бестелесная.
В появлении Шивы есть еще один загадочный момент. Имеет три полосы на лбу. Обычно их трактуют так: это напоминание для человека, которому нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перенести это на другой уровень и понять, как работать над собой, чтобы избавиться от трех пожелания:
- телесный (стремление продлить жизнь, иметь крепкое здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своей внешности);
- мирское, связанное с тщеславием, желает богатства, признания, успеха;
- ментальный (накопление знаний, чрезмерное мышление и гордость, которые непременно следует за всем этим, потому что иногда так приятно осознавать, что мы умнее других).
Казалось бы странным, почему стремление к крепкому здоровью с точки зрения Шивы не принимается. Однако, если мы подумаем о психологическом аспекте самих желаний, мы обнаружим много общего в объяснении с буддизмом. В конце концов, любое желание, каким бы оно ни было, исходит от эго. Мы желаем не нас, а наше эго, которое «обосновалось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда наше стремление продлить жизнь на Земле и заботиться о теле, то есть желать долго жить в этом качестве.
Несколько слов об осведомленности
Фактически, вы можете позаботиться о своем здоровье, если только вы не сделаете это самоцелью. Примите это как должное, но не поддавайтесь соблазнам и фетишизации внешнего вида. Возможно, этого трудно достичь в нашей реальности, когда поклонение телу и опасения по поводу увеличения продолжительности жизни укоренились повсюду. Это стало новой религией нашей эпохи. Новый бог и религия — это не «новый век» и не «золотой теленок», как многие склонны думать, потому что у богатства обычно есть цель, напротив, культ внешности дает людям возможность продлить свою молодость и просто хвастаться перед другими своей внешностью. Внутренняя радость и гордость также являются проявлениями действий эго. Вы можете быть рады, что сбросили несколько лишних килограммов, но не делайте это дальше культом. Живите хорошо, оставайтесь здоровыми, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и хобби полностью взять верх. Необязательно становиться рабом идей.
Есть очень любопытное высказывание, что «не мы находим и используем идею, а используем нас», то есть мы становимся чем-то одержимыми и больше не принадлежим себе. Для тех, кто придерживается теории о том, что нашим миром правит эгрегор, будет понятно, что, восхищаясь этой идеей и поддаваясь ей, вы попадаете под влияние некоего эгрегора и служите ему. Именно он ведет вас по жизни. Ученые, великие спортсмены, художники, писатели и многие другие более-менее известные люди руководствуются своими эгрегорами. Как они с ними связались? Конечно, по мысли, что он когда-то вспыхнул и унес их. Нет ничего плохого в служении эгрегору, и люди, неосознанно, все еще делают это, но дело в том, что чем больше мы осознаем свои мысли и действия, тем меньше энергии мы получаем.
Вот почему они говорят, что осознанность — это ключ ко всему. Более осознавая себя, менее подверженные влиянию желаний, мы вступаем на путь йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с самим собой и с желаниями, которые оно вдохновляет. Неудивительно, что даже в форме Шивы три полоски на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогом и, по некоторым легендам, знал миллионы асан.
Трезубец бога Шивы
Трезубец Шивы, или иначе Тришула, является важнейшим атрибутом этого бога. У человека с западным мышлением сразу же возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морской стихии, который изображен с ним на всех статуях.
В буддизме существует символ трезубца, который символизирует «Три драгоценности» Будды. Невольно вспоминается христианство с его символом Троицы: Троицей. Во многих религиях число 3 — это своего рода святость. Часто в этом числовом выражении выражаются основные принципы религий и вообще цифра 3 символизирует опору, равновесие. Два противоположных принципа не противоречат друг другу, как это часто бывает в традициях, основанных на дуализме. Троица — это гармонично уравновешенное сочетание различных элементов, сосуществующих в мире друг с другом, в основном за счет постоянного баланса одного принципа с двумя другими.
Следует отметить, что явно далекий от шиваизма тот факт, что в современной системе власти часто встречаются две противостоящие фракции, тогда как в древнем мире существовала трехсторонняя система правления (если вспомнить Древний Рим, то был триумвират). Мы не будем сейчас вдаваться в подробности структуры политических систем, но власть триумвирата изначально характеризовалась большей согласованностью и стабильностью, чем мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где две стороны постоянно борются за власть. Ни о каком балансе здесь говорить не приходится. Единственное, если одна из сторон номинально выиграет за короткое время, это означает, что игра в основном пойдет по ее правилам. То же самое и с другой стороной.
Интерпретация трезубца Шивы не так уж далеко от современности. Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации мы видим больше влияния кашмирского шиваизма, где бог Шива включает эти три компонента. В других традициях созидание соответствует Брахме, сохранение — Вишну, и ему приписывается только одна ипостась — разрушение.
Вместо послесловия
В какой бы форме ни появился Шива, он остается, пожалуй, самым почитаемым из всех богов для йогов. Не последнюю роль здесь играет огромная смысловая и философская нагрузка, которую несет в себе его образ, и, изучая истории, раскрытые в древних писаниях, Упанишадах, вы можете узнать для себя много новых фактов и символов, скрытых в образе. Шива.
Shiva Теги Оценить этот товар
Супруга
Поклонникам индуизма знакомо имя жены божества Шивы — Парвати. На санскрите पार्वती парвати? «Гора». Это всего лишь одно из его названий. Он также известен как хорошая форма Деви Шакти (женская творческая энергия). Другое его доброе имя — Гаури. Есть твердые формы Деви под именами Кали, Шьяма, Чанда, Дурга.
В образе Парвати угадываются характеристики первой жены Шивы, Сати. Она известна как дочь царя вершин Химавата и небесной девушки Менаки Парвати (дочери гор). Позже она стала матерью бога Ганеши, изображенного в виде слона.
Согласно легенде, у Парвати должен быть сын от Шивы, который победит демона Тараки. Но Шива не интересовался Парвати и не ценил ее преданность и безответную любовь. Сати закончила свою жизнь самосожжением, а Шива перестал интересоваться другими женщинами. Душа Сати приняла форму Ума-Парвати, но она не могла этого понять. Все попытки Умы победить чувства Шивы были безуспешными.
Легендарный бесплатный курс медитации
Рекомендуемые! Самый популярный курс медитации для начинающих на русском языке. Более 100 000 человек уже научились медитировать. Попробуй сам. Подробнее.
Верховные боги боялись, что никто не сможет победить Тараки, поэтому они послали Каму к Шиве. С помощью Камы (бога любви) он должен был развить в себе чувство Парвати. Кама пустил стрелу любви в Шиву, когда тот дремал. Но третий глаз Шивы всегда бодрствовал, он увидел стрелу и уничтожил Каму. С тех пор у бога любви больше нет телесного воплощения. И Парвати стала отдавать себя аскетизму.
Однажды к ней пришел брахман и начал ругать Шиву. Парвати разозлилась и бросилась к брахману, защищая свою возлюбленную. Она не знала, что сам Шива явился к ней в образе брахмана. Итак, он хотел проверить свою лояльность. После этого инцидента Шива взял Парвати в жены, и у них родилось двое сыновей — Ганеша и Сканда, которые в конечном итоге победили Тараки.