Неприкасаемые: история самой низшей касты Индии » Вестник К

Вестник К » Общество » О людях » Неприкасаемые: история самой низшей касты Индии

 

История 20-го и 21-го веков наполнена равноправием до краев. Современное общество успешно борется за права женщин, детей и даже домашних животных. Мы с гордостью принимаем достижения цивилизации, считая, что достигли самых далеких пределов Земли.

На самом деле это совсем не так. Старые культуры по-прежнему культивируют традиции, унаследованные от предков, разделяя людей не по их качествам, а только по их праву рождения. Так обстоит дело, например, с Индией, где каста неприкасаемых составляет до 20% всего общества и почти не имеет прав.

Система варн

Неприкасаемые: история низшей касты Индии

В Индии все еще существует кастовая система. Все общество делится на четыре варны: ученые-брахманы, воин-кшатрии, крестьяне-вайшьи и шудры, слуги. По всей видимости, это разделение возникло в результате соприкосновения существующей родоплеменной структуры с культурными обычаями ассимилированных сообществ, члены которых отличались разным цветом кожи. Представители этих четырех варн могут взаимодействовать друг с другом: только контакты с шудрами считаются нежелательными.

Шудры

Ближе всего к неприкасаемым — каста шудр. Эти люди с незапамятных времен были вынуждены выполнять тяжелую и грязную работу. На самом деле шудры в Индии можно назвать своего рода крестьянами, владеющими большими участками земли. Люди этой касты работают на социально приемлемых должностях. Такой человек может быть кузнецом, плотником, винокуренным заводом, каменщиком и даже музыкантом.

Неприкасаемые

Каста неприкасаемых находится за пределами социальных разделов Индии. Они работают в самых грязных местах, убирают мертвых животных, чистят туалеты и перевязывают кожу. Двери храмов закрыты для неприкасаемых. Люди ничего не могут поделать со своим местонахождением, которое определяется только их правом по рождению. Неприкасаемым строго запрещено входить во внутренние дворы любого члена высшей касты, и любой, кто осмелится заразить общественный колодец своим ведром, столкнется с быстрым и жестоким возмездием прямо на улице.

Осквернение

Неприкасаемых презирают и в то же время боятся все другие касты. Дело в том, что человек из низших слоев общества может своим присутствием заразить кого угодно. Брахманы особенно строги к своему окружению: как только неприкасаемый коснется хотя бы подола одежды брахмана, последнему придется потратить много лет, пытаясь очистить испорченную карму.

Откуда появились неприкасаемые

Существование целого класса изгоев определялось самой историей. В древности Индию завоевали цивилизованные арийцы, не интегрировавшие в свое общество представителей покоренных племен. Арийцы предпочитали использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала. Они сразу начали строить отдельные поселения за стенами основных поселений. Эта практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним ни единого шанса интегрироваться в общество

Род занятий

Что еще хуже, неприкасаемые сами полностью приняли существующую арийскую традицию кастового разделения. Эти же люди были разделены на разные подкасты в зависимости от вида бизнеса. На данный момент наиболее распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачок и париев, которые занимаются очень грязной работой: вывозят мусор и чистят туалеты. Общество современной Индии на 20% неприкосновенно, хотя борьба за интеграцию в обычное общество продолжается уже более десяти лет.

Ганди исключают из касты, а Амбедкар сжигает книги

Первые предпосылки для распада традиционной кастовой системы возникли в конце XIX века. Экономическая структура Индии постепенно изменилась под британским правлением. В городах появились фабрики, сотни тысяч людей разных каст попали в армию или уехали на долгую рупию за границу. На ткацких фабриках Калькутты, на судах, перевозящих рабочих-кули на Маврикий или Вест-Индию, кастовые ограничения было трудно соблюдать. В последнем случае сама поездка за пределы страны считалась нарушением традиции.

Например, в 1888 году лидеры торговой касты Бания в Бомбее попытались запретить молодому человеку из его общины учиться в Лондоне, утверждая, что поездка «за черную воду» обернется осквернением. Он отказался прислушаться к уговорам, уехал в Англию и был исключен из касты. Всего сто лет назад такое решение старейшин могло полностью испортить жизнь упрямому строптивому. Но Мохандас Ганди, покинувший Индию (и мы говорим о нем), исключение из касты баниа не причинил вреда. Случай с мальчиком из Бомбея далеко не уникален: в то время многие индейцы пошли против традиций — например, люди из семей браминов начали изучать хирургию, хотя копание в человеческих внутренностях считалось немыслимым ритуалом осквернения.

Конечно, описываемые тенденции почти всегда касались исключительно высших каст. Подавляющее большинство индийцев, прославившихся на рубеже XIX и XX веков, происходили из привилегированных слоев. В этой среде развивались отечественная наука и культура, создавались первые политические партии, шли споры о будущем страны. Люди из низших каст в очень редких случаях получали возможность продвинуться по карьерной лестнице и улучшить свой социальный статус: одним из возможных способов была служба в британо-индийской армии. Бхимрао Амбедкар родился в 1891 году в семье армейского офицера из касты махаров.

Будущий лидер низшего кастового движения получил прекрасное образование: он поступил в Бомбейский университет, став первым неприкасаемым в стенах этого учебного заведения, и продолжил учебу в США, а, вернувшись домой, занял пост профессора преподавал в своей альма-матер и одновременно занимался юридической практикой.

Амбедкар вошел в политику в середине 1920-х годов, когда антиколониальное движение набирало силу. Но его взгляды в корне отличались от взглядов Ганди, Неру и других людей из высших слоев, возглавлявших Индийский национальный конгресс, которые тогда были на пике популярности. Амбедкар считал главной проблемой страны не колониальную систему, а угнетение касты.

В декабре 1927 года в Индии жгли костры из книг, точнее из одной книги. Амбедкар и его соратники сожгли копии Законов Ману, древнеиндийского собрания двух тысяч лет назад, в котором устанавливались строжайшие кастовые ограничения. Утверждалось, что «свинья губит, обнюхивая, петух, оборачивая свои крылья, собака — взглядом, окунь, рожденный прикосновением». Амбедкар считал, что сожжение Законов Ману станет первым этапом освобождения неприкасаемых от «ига брахманов».

Лидеры Индийского национального конгресса понимали, что кастовые проблемы могут серьезно затруднить борьбу за независимость. Что-то нужно было сделать для раскрепощения представителей низших слоев. Ганди начал кампанию за допуск в храмы неприкасаемых. Он также предложил отказаться от этого слова, заменив его обозначением «Хариджан» — «дети Божьи». Амбедкару не нравился этот термин, и он казался дискриминационным: по его словам, неприкасаемые были настолько отделены от остальных индейцев. Сам он использовал слово «далиты» («угнетенные»), и именно это слово пустило корни в современной Индии.


Современная демонстрация далита. В центре портрет Амбедкара. Синие шляпы и флаги традиционно ассоциируются с партиями низших каст

После того, как Индия стала независимой республикой, Амбедкар вошел в правительство в качестве министра юстиции и создал конституцию, запрещающую кастовую дискриминацию. Он провел остаток своей жизни, пытаясь отвести далитов от индуизма, насколько это возможно, и решил восстановить буддизм в стране как доктрину, провозглашающую всеобщее равенство. В 1956 году более полумиллиона сторонников Амбедкара из его касты Махар обратились в новую веру, и религия, исчезнувшая в Индии почти тысячу лет назад, теперь нашла своих последователей.

Что запрещено людям из касты далитов

Представителям этой касты по-прежнему запрещено прикасаться к «чистым» людям. Они не имеют права владеть земельным участком и вынуждены селиться в специальных микрорайонах, которые обычно находятся на окраинах городов и поселков. Большинство неприкасаемых (нечистых) бездомны и находятся на грани голодной смерти.

Шокирующая правда заключается в том, что во время официальной переписи населения, проведенной в Индии в 1992 году, было зафиксировано, что 52% ее жителей принадлежат к нижней варне. Более половины из них — неприкасаемые.

К основным категориям представителей этих компаний относятся:

Чамары

Представители этой категории неприкасаемых — это сообщество кожевников, которые за свой тяжелый труд получают всего несколько центов и вынуждены голодать.

Дхоби

Их еще называют ваннами. Люди, принадлежащие к этой касте, специализируются на мытье рук для высших слоев общества. Этим ремеслом занимаются мужчины, так как процесс стирки довольно сложный и непростой. После замачивания и стирки «чистое» белье горожан гладят. Неприкасаемые этой касты живут на окраинах поселений большими семейными союзами (до 600 человек) и ежедневно устраивают шумные стирки.

Услуги по мытью рук очень дешевые и качественные. Даже самые престижные отели приносят неприкосновенное белье для стирки. За свой тяжелый труд дхоби получают менее семи долларов в день.

Хиджры

Каста евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов существует в Индии веками. Полная хиджра — это евнух с полностью удаленными гениталиями. Но в касте есть и нормальные гомосексуалисты. Обычно хиджры путешествуют семьями во главе с «мамой». Все они одеты и накрашены, как женщины.

Хиджры занимаются проституцией, пением и танцами, а также совершают различные виды священных служб. Например, их присутствие на свадьбе считается важным для молодоженов, которые хотят иметь много детей. Но хиджры могут не только благословлять, но и проклинать, принося бесплодие и беспомощность своим жертвам. Для этого им просто нужно приподнять подол, показать место, где ничего нет и произнести какие-то колдовские оскорбления.

Фото № 11 - Кто такие неприкасаемые индейцы и можно ли их трогать

Откуда появились неприкасаемые

Существование целого класса изгоев определялось самой историей. В древности Индию завоевали цивилизованные арийцы, не интегрировавшие в свое общество представителей покоренных племен. Арийцы предпочитали использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала. Они сразу начали строить отдельные поселения за стенами основных поселений. Эта практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним ни единого шанса интегрироваться в общество.

Борьба за равные права

Борьба за равноправие началась в ХХ веке и была активно поддержана Ганди. В 1930-1940 гг. К борьбе подключился Бх. Р. Амбедкар. Ему удалось обеспечить рабочие места для низших каст, места в высших учебных заведениях и даже в законодательном органе. Также благодаря ему в конституции был закреплен запрет практики «неприкасаемости», кастовая дискриминация стала уголовным преступлением.

Бороться за свои права было непросто. Далиты часто подвергались насилию.

По статистике, каждый час избивали двух далитов и ежедневно насиловали трех неприкасаемых женщин.

Самые скромные попытки неприкасаемых вести нормальную жизнь могут привести к жестокому насилию. Многим далитам пришлось отказаться от своей религии, индуизма и принять буддизм, христианство или ислам — будучи представителем одной из этих религий в Индии, далитам немного легче жить, хотя они по-прежнему остаются с клеймом «неприкасаемости». » для жизни.

Касты неприкасаемых существуют и сегодня, но борьба продолжается.

  • В фарфоровых лавках неприкасаемые обыграли посуду «дали.
  • Они нелегально ходят в храмы.
  • В 2008 году «неприкасаемый» конюх ехал на лошади под пристальным наблюдением полиции.
  • В 2015 году был пересмотрен ряд законов, реформа была направлена ​​на лучшую защиту далитов от насилия, и насилие означало не только физический вред, но также сексуальное насилие и унижение.
  • В 1990-2000 годах началось формирование политических партий далитов. Союз неприкасаемых с другими угнетенными позволил создать влиятельный социальный блок. Далитка Маявати вскоре стала премьер-министром штата Уттар-Прадеш, штата Индии. Маявати избирался на этот пост трижды, несмотря на то, что был кожевником (один из самых угнетенных слоев даже далитов).
  • В 2008 году неприкасаемый впервые стал судьей Верховного суда Индии.
  • Самой яркой победой на данный момент можно считать тот факт, что в 1997 году Далит К.Р. Нараянан стал президентом Индии, хотя и пробыл на этом посту недолго — до 2002 года.

Одним словом, проблема притеснения неприкасаемых все еще существует, но их положение постепенно улучшается. Может быть, когда-нибудь в Индии будет полное равенство.

Шудры

Рабочие, слуги, мастера — от стоп Брахмы. Есть высшие и низшие шудры, последние неприкасаемы. Танцовщица дискотеки Митхун Чакраборти — шудра.

Фото № 5 - Кто такие неприкасаемые индейцы и можно ли их трогать

А еще есть чандалы, которые едят собак, но о них неприлично упоминать, потому что они совсем не люди. И возникли они сами по себе, из какой-то грязи. Кстати, эти самые «нелюди» в современной Индии составляют около 20% населения. Махатма Ганди, который первым начал отстаивать их права, назвал их «хариджанами» — «народом Бога». Но они предпочитают называть себя «дали» — «сломанные».

Тайны происхождения неприкасаемых

На самом деле никаких особых секретов и секретов нет. Этот огромный слой и без того огромного населения индийского общества фактически не включен в варнскую (кастовую) систему. И древний, и современный. Кастовая система Индии состоит из четырех хорошо известных варн, берущих начало, согласно Ригведе, из частей тела до-человека Пуруши. Брахман из его рта, кшатрий из его рук, вайшь из его бедер и шудра из его стоп. О беднейшем и наиболее угнетенном сегменте индийского общества даже не упоминается.


На протяжении веков неприкасаемым приходилось только упорно трудиться

Ученые, например, склонны считать, что неприкасаемые произошли от потомков индейских племен доарийского периода. Поэтому вполне предсказуемо, что они также отклонятся от индуистских религиозных правил. С древних времен неприкасаемые считались нечистыми, а это значит, что они не имели права посещать храмы, а затем и другие общественные места. В результате они могли выполнять только грязную работу и селиться на окраинах деревень и городов.


Удачный брак не поможет вам выйти из касты

Согласно некоторым поверьям, неприкасаемые произошли от потомков греховных отношений женщины-брахмана и мужчины-шудры, сосланных в леса представителями индуистского общества. О коммуникации между кастами не могло быть и речи. Эти несчастные не имели права даже прикасаться к представителям высшей варны. Следовательно, работа неприкасаемых всегда была грязной и унизительной: мыть туалеты, дубить кожу, заниматься проституцией.

История возникновения неприкасаемых

Низшая каста Индии — неприкасаемые — своим появлением обязана историческим процессам, происходившим в Средние века в этом регионе. В те времена Индию покорили более сильные и цивилизованные племена. Естественно, что захватчики пришли в страну с целью поработить коренное население, подготовив для них роль слуг.

Чтобы изолировать индейцев, они селились в специальные поселения, построенные отдельно по типу современных гетто. Цивилизованные пришельцы не позволяли аборигенам проникать в свою общину.

Предполагается, что именно потомки этих племен впоследствии сформировали касту неприкасаемых. В него входили крестьяне и общинные служащие.

правда, сегодня слово «неприкасаемый» заменено другим — «далит», что означает «угнетенный». Считается, что «неприкасаемый» звучит оскорбительно.

Поскольку индейцы используют слово «джати» чаще, чем «каста», их количество трудно определить. Однако далитов можно разделить по типу бизнеса и месту жительства.

неприкасаемые из индийской касты

Неприкасаемые

Неприкасаемые находятся за пределами варны, однако, как отмечает Марика Вазиани, сами имеют кастовую структуру. Исторически существует четыре признака неприкасаемости. Во-первых, отсутствие общего приема пищи. Пища, потребляемая неприкасаемыми, «грязна» для высших каст. Во-вторых, отсутствие доступа к источникам воды. В-третьих, неприкасаемые не имеют доступа к религиозным учреждениям, храмам, где высшие касты проводят ритуалы. В-четвертых, отсутствие брачных уз между неприкасаемыми и чистыми кастами. Этот вид стигматизации неприкасаемых в полной мере практикуется примерно у одной трети населения.

Пока не совсем ясен процесс возникновения феномена неприкасаемости. Исследователи-востоковеды считали, что неприкасаемые были представителями другой этнической группы, расы, возможно, теми, кто присоединился к арийскому обществу после окончания индийской цивилизации. Затем возникла гипотеза, согласно которой те профессиональные группы, деятельность которых по религиозным соображениям стала носить «грязный» характер, стали неприкасаемыми. Есть отличная книга, даже запрещенная на некоторое время в Индии, «Священная корова» Двигендры Дха, в которой описывается эволюция сакрализации коровы. В ранних индийских текстах мы видим описания жертвоприношений коров, а позже коровы стали священными животными. Люди, которые когда-то занимались забоем скота, обработкой коровьих шкур и т.д., стали неприкасаемыми из-за процесса сакрализации образа коровы.

Осквернение

Неприкасаемых презирают и в то же время боятся все другие касты. Дело в том, что человек из низших слоев общества может своим присутствием заразить кого угодно. Брахманы особенно строги к своему окружению: как только неприкасаемый коснется хотя бы подола одежды брахмана, последнему придется потратить много лет, пытаясь очистить испорченную карму.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДАЛИТАМ

Конституция Индии не признает ни варну, ни касты, и в этом она далеко опередила свое население, 90% которого уважают наставления Ману гораздо больше, чем желания господ Неру и Ганди.

В четырех крупных городах страны — Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе — неприкасаемые чувствуют себя более или менее непринужденно, но в небольших городах и сельской местности все, как было сотни лет назад. Использование общественных колодцев и колонн не допускается. Нельзя ходить по тротуарам, чтобы ненароком не контактировать с представителями высшей касты, ведь им придется очищаться после такого контакта в храме. (Однако есть касты неприкасаемых, которые могут связываться с высшими кастами «по делам», например, парикмахеры.)

Фото № 8 - Кто такие неприкасаемые индейцы и можно ли их трогать

В некоторых районах городов и деревень им вообще запрещено показывать себя. Запрещено далитам и посещение храмов; лишь несколько раз в году они могут переступать порог святилищ, после чего храмы подвергаются тщательной ритуальной очистке. Если далит хочет что-то купить в магазине, он должен положить деньги у входа и крикнуть с улицы, что ему нужно: покупку вынут и оставят на пороге. Далиту запрещается заводить разговор с представителем высшей касты, звонить ему по телефону.

После того, как в нескольких штатах Индии были приняты законы о наказании владельцев столовых за отказ кормить далитов, большинство предприятий общественного питания установили для них специальные шкафчики. Правда, если в столовой нет отдельной комнаты для далитов, они вынуждены обедать на улице (помните, что каждый пятый индеец — далит, то есть не менее 200 миллионов человек).

За нарушение этих законов далитов наказывают, иногда очень сурово. Как упоминалось выше, каждую неделю в Индии происходит около четырех тысяч случаев насилия в отношении далитов. Общественное движение Мадраса по изучению прав человека сообщает, что в стране каждый час убивают двух далитов, насилуют три женщины далитов и сжигают два дома далитов. Сюда не входят все мелочи вроде побоев и оскорблений.

В 2008 году в городе Матхура Далитка с шестилетней дочерью решили пройтись по тротуару и столкнулись с прохожим, который в ярости схватил ребенка и бросил его в костер на улице рабочие рядом. Девушка чудом выжила.

В 2005 году шесть фермеров в деревне недалеко от Джайпура забили подростка до смерти палками за то, что тот разговаривал с девушкой из «чистой касты.

Год назад завершился судебный процесс в связи со строительством трехметровой стены в южноиндийской деревне, защищавшей поселение далитов от других домов. Протест вызвал не сама стена, а то, что сверху был аккуратно натянут электрический забор. Решением суда отключили электричество, оставили стену.

В июне 2008 года жених-далит, желавший устроить пышную свадьбу, по местным обычаям должен был следовать за невестой верхом на лошади. К сожалению, далитам не разрешается кататься на лошадях, и местные жители сообщили общине далитов, что, если мальчик попытается осуществить свой план, он и его соседи будут омыты кровью. В итоге рыцаря к невесте пришлось сопровождать полицией и каретой скорой помощи, в шествии было задействовано более 400 машин сопровождения.

ТЕ, КТО ХОТЯТ МЕНЯТЬСЯ

Искушение оценить человеческие проблемы как нечто простое и понятное всегда присутствует и среди философов, и среди политиков, и среди писателей, и среди журналистов.

На самом деле все намного сложнее: на каждое действие есть реакция, и на каждое «а» есть «б» с готовой дубиной. Можно ли сказать, что далиты — самая несчастная и униженная часть населения Индии и что нужно сделать все возможное, чтобы искоренить трусость их положения? Жестяная банка. И это сделали многие умнейшие люди, начиная с самого Махатмы Ганди и заканчивая, например, борцом за права неприкасаемых Бхимрао Рамджи Амбедкаром.

Амбедкар, выходец из касты неприкасаемых, в начале 20 века стал одним из первых детей далитов, которые под давлением англичан получили право посещать школу. Правда, на уроках он сидел за специальной ширмой и должен был брать с собой питьевую воду, так как не имел права не только пить из школьной посуды, но и губами осквернять водопроводный кран в школьной ванной (однако в современной Индии с ее обязательным школьным образованием те дети далитов, которые не могут ходить в школу из-за своей касты, часто вынуждены носить с собой бутылки с водой и сидеть за партами, которые отодвинуты в специальный угол). Амбедкар уехал в США, получил там высшее образование и вернулся, чтобы «освободить свой народ».

Он нашел достаточно единомышленников в досоциалистической Индии, и сегодня права далитов настолько надежно защищены законом, что кое-где случаются эксцессы. Например, каждое учебное заведение должно принимать определенный процент неприкасаемых студентов. Такие же квоты требуются для распределения бюджетных должностей в государственных органах, администрации и даже в политических и властных структурах. А поскольку среди самих далитов идеи высшего образования и мирной бюрократической жизни далеко не так популярны, как может показаться, глупый и ленивый студент сидит за желанной партой, увлекая самых талантливых студентов высшие касты. Но способный далит будет вынужден всю жизнь носить ярлык «засекреченной незначительности»: в конце концов, все знают, что далитов нанимают для учебы и работы просто потому, что они неприкасаемы.

Говорить о бедности далитов даже не совсем верно. Те из них, кто поддерживает связи со своей кастой и занимается своей профессией, имеют полностью гарантированный доход, который часто превышает средний доход их «чистых» соседей. А забастовки далитов могут мгновенно парализовать жизнь любого города, поскольку никто не может выполнять свою самую важную работу для общества. В Индии легче встретить голодных брахманов или кшатриев, чем семью далитов, которым на самом деле нечего есть (честно говоря, заметим, что брахман не принесет им в рот некоторые блюда, почитаемые далитами, даже если они голодают.). Также в 1997-2002 годах президентом Индии был Далит Кочерил Раман Нараянан.

И некоторых далитов такое положение вещей вполне устраивает. Они живут в разных кварталах, молятся в своих домашних церквях, пользуются защитой общества и имеют дело исключительно со своими братьями, безразличны к остальным людям и вообще не пытаются интегрироваться в общество. Их психология довольно близка к психологии хиппи, и многие туристы замечают странный контраст бедности и убожества далитовских кварталов с безмятежными улыбками на лицах их жителей. Почему они должны так сильно страдать?

Индуистская традиция предполагает, что каждый человек находится на своем месте в соответствии с достоинствами прошлой жизни, и достойное следование своей нынешней судьбе считается гарантией улучшений в будущей жизни. Вы дворник? Будь идеальным мусорщиком — и ты переродишься если не королем, то, возможно, редактором журнала. Проблемы начинаются, когда Далит хочет перестать быть далитом, но хочет жить, как все: пользоваться общественным транспортом, носить обычную одежду, ходить в бары, кинотеатры и магазины… Более или менее образованное население неприкасаемых часто сталкивается если не с прямым насилием, то с отвращением.

Несмотря на то, что неприкасаемый одет не в соответствии с обычаями своей касты, он часто внешне отличается от остального населения (за исключением светских межкастовых браков). А сокрытие своей касты от других чревато проблемами. Что делать, если обман раскрыт? Так что это может привести к трагедии, если среди знакомых далитов есть приверженцы кастовой чистоты.

Далитский поэт Нирав Патель писал о людях, которых заставляли пожать ему руку, зная, что он был неприкасаемым: «Я страдал в те моменты не меньше, чем они сами, потому что чувство отвращения и страстное желание скрыть это буквально перешло из их ладони в мою… И поверьте мне, я тогда действительно им сочувствовал».

Сколько каст в Индии

Существующие огромные касты разделены на множество небольших местных подкастов, точное количество которых невозможно подсчитать. По переписи населения 1931 г. (до обретения независимости) каст насчитывалось около 3000. В 1990-е годы было зарегистрировано более 4,5 тыс. Каст (джати).

Несмотря на официальный запрет кастовой системы, количество каст постоянно растет. Многие небольшие группы пытаются примкнуть к касте, чтобы получить выгоду от государства. Борьба против системы, равные права и возможности для всех граждан часто являются лозунгами политической борьбы различных политических групп.

Некоторые касты удивительно узкоспециализированы. Например, на улице можно встретить бхатра-брахманов, которые питаются исключительно милостынями. Джинвар несут воду в кувшинах, бханги — дворники.

По традиции, когда ребенку в семье исполняется 1 год, родственники кладут перед ним 4 вещи. Обычно это книга, оружие (нож), деньги и инструмент. Ребенку нужно выбрать предмет. Если он хочет книгу, то он будет брахманом, за деньги — купцом (вайшьей). Выбор оружия говорит о пути кшатрия. Если ребенок выберет рабочий инструмент, то он сможет стать мастером.

В крупных городах влияние исторической стратификации менее очевидно. У жителей больше возможностей получить образование и работать по своему желанию. Некоторые индийские мультимиллионеры сами происходят из неприкасаемых слоев общества. Среди популярных певцов и звезд Болливуда немало далитов.

Запреты

Список запретов можно продолжать бесконечно, поэтому обозначим только основные:

  • запрещено входить в храмы;
  • нельзя участвовать в религиозных обрядах;
  • далиты могут пить только из своих специально созданных чашек, дело не в том, чтобы делить с ними еду из одной тарелки;
  • жених не может приехать на свадьбу верхом (древний обычай в Индии);
  • нельзя пить воду из одного колодца с представителями высших каст;
  • нельзя иметь дело с представителями других каст.

Род занятий

Что еще хуже, неприкасаемые сами полностью приняли существующую арийскую традицию кастового разделения. Эти же люди были разделены на разные подкасты в зависимости от вида бизнеса. На данный момент наиболее распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачок и париев, которые занимаются очень грязной работой: вывозят мусор и чистят туалеты. Общество современной Индии на 20% неприкосновенно, хотя борьба за интеграцию в обычное общество продолжается уже более десяти лет.

Интересные факты из жизни далитов

Неприкасаемые — самый презираемый класс в Индии. Однако другие граждане по-прежнему испытывают безумный страх перед далитами.

Считается, что представитель касты неприкасаемых в Индии способен одним своим присутствием заразить человека из другой варны. Если далит прикоснется к одежде брахмана, последнему потребуется больше года, чтобы очистить свою карму от нечистоты.

Но неприкасаемые (в южноиндийскую касту входят как мужчины, так и женщины) вполне могут стать объектом сексуального насилия. И при этом не происходит никакого осквернения кармы, поскольку это не запрещено индийскими обычаями.

Одним из примеров является недавний случай в Нью-Дели, где 14-летняя девочка, неприкасаемая преступница, содержалась в качестве сексуальной рабыни в течение месяца. Несчастная женщина скончалась в больнице, а задержанный преступник был освобожден судом под залог.

В то же время, если неприкасаемый нарушает традиции своих предков, например, осмеливается публично использовать общественный колодец, бедняки сразу же столкнутся с возмездием.

низшая каста в неприкасаемой Индии

Современная ситуация

Фото 2

Для 2014-2015 гг. Стало ясно следующее.

  • Согласно результатам опроса, медработники не посещают 65% населенных пунктов неприкасаемых.
  • Далиты не допускаются в некоторые магазины.
  • Считается также, что в системе образования существует дискриминация.
  • Полиция получила сообщения о том, что далитов часто заставляют (как запугивают) пить мочу и есть фекалии. В марте 2015 года была подожжена семнадцатилетняя девочка-неприкасаемая, якобы за получение места в учебном заведении.

В сентябре 2015 года 45-летнюю обнаженную женщину-далита заставили есть фекалии.

В одном из сообщений говорится, что далитов заставили пить мочу в отделении полиции сами полицейские.

  • Не менее 27% индусов признают такое явление как неприкасаемость, то есть выделяют далитов как отдельный социальный слой.
  • представителю низшей касты сложно арендовать землю.
  • Несмотря на улучшение ситуации в больших городах, где трудно определить их происхождение, неприкасаемые по-прежнему подвергаются притеснениям в сельской местности.

НИЗШИЕ ИЗ НИЗШИХ

САМЫЙ НИЗКИЙ ИЗ САМЫХ НИЗКИХ
В конце 18 века, во время Ост-Индской кампании, магические богатства материальной и духовной культуры Индии вызвали у европейцев трепет. Страна сказок оказалась сокровищницей романтики на любой вкус: здесь и храмовые проститутки-танцовщицы, и толпы самоубийц под колесами Джаггернаута, и принцы в тюрбанах с рубинами, и слоны в золотых одеялах, не говоря уже о марсе высокого класса по шесть шиллингов за ярд (миссис Аллен не поверила своим ушам, когда услышала о такой дешевизне). И вообще, у них такие интересные обычаи! Возьмем, к примеру, этих бедных изгоев. С 1780 по 1850 год было написано более сотни романов, рассказов и стихотворений, в названии которых было это странное слово (самым известным, несомненно, является стихотворение Гете «Песня изгоя»).
Европейцы совершенно не понимали, что некоторые люди рождаются с самого начала пораженными простейшими правами: правом пить воду из колодца, ходить в храм, разговаривать с другими людьми на улице… Слово » пария «вошла в обиход и приобрела романтический оттенок, став, среди прочего, обозначением непонятого и одинокого человека. В Индии же это вызвало смущение и отвращение, так как означало ужасное отвращение — ребенок, рожденный от запретной любви представителей разных варн. Браки не только между представителями разных варн, но и между разными кастами по-прежнему редки. (Единственным исключением были кшатрии, мужчины которых могли брать жен у низших варн. Что ж, для военных вы всегда должны делать всевозможные исключения. Вон и вегетарианство, обязательные для большинства каст брахманов и вайшьев, не предписаны для кшатрии.)
Но европейцы тогда, конечно, не очень хорошо разбирались в этом вопросе. В Индии было немного изгоев. И огромное количество людей принадлежало к пораженцам — неприкасаемым, хотя их родители вели довольно скромную половую жизнь, не нарушая законов

Брахманы

Брахмана
Священники. Появился из уст Брахмы. Сегодня брахманы чаще работают в качестве официальных лиц. Самый известный брахман — Джавахарлал Неру

Эволюция варновой системы

Ряд ученых-лингвистов 20-го века, таких как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, считали, что протоиндоарийское сообщество, прежде чем разделиться на индийскую и иранскую ветви, также вошло в трехступенчатое социальное разделение. Текст Ясны, одного из компонентов зороастрийской священной книги Авесты, язык которой связан с санскритом, также говорит о трехуровневой иерархии, во главе которой находятся атраван (в сегодняшней индийской традиции аторнан) — священники, раштар — воины, вастрия-фшуянц — пастухи, скотоводы и земледельцы. В другом отрывке из Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс: хуиты (ремесленники). Таким образом, система социальных слоев становится идентичной тому, что мы наблюдаем в Ригведе. Однако мы не можем с уверенностью сказать, насколько это разделение сыграло реальную роль во втором тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное разделение было в значительной степени произвольным и что люди могли свободно перемещаться из одной части общества в другую. Человек стал представителем определенного социального класса после выбора профессии. Кроме того, гимн о сверхчеловеке Пуруше был включен в Ригведу сравнительно позже.

В эпоху браминов предполагается более жесткая консолидация социального положения различных слоев населения. В более поздних текстах, например в «Ману-смрити» («Законы Ману»), созданных на рубеже наших эр, социальная иерархия представляется менее гибкой. Аллегорическое описание социальных классов как частей тела, аналогичное Пуруша-сукте, можно найти в другом зороастрийском тексте — Денкарда, созданном на среднеперсидском языке в X веке».

Если вернуться в эпоху становления и процветания Великих Моголов, то есть между XVI и началом XVIII веков, социальная структура этого государства окажется более подвижной. Во главе империи стоял император, окруженный войском и ближайшими подвижниками, своим двором или дарбаром. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты и все остальные. То или иное место в социальной иерархии они получали по военным заслугам, а не только по происхождению.

Оцените статью
Блог об Индии