Касты в Индии — как происходит деление и чем касты отличаются от варн?

Каста и варна

В мировой истории понятие «каста» первоначально относилось к латиноамериканским колониям, которые делились на группы. Но теперь в сознании людей касты прочно связаны с индийским обществом.

мужчина и женщина

Ученые — индологи, востоковеды — много лет изучают это уникальное явление, которое не теряет своей силы более тысячи лет, они пишут о нем научные труды. Первое, что они говорят, это то, что есть каста и есть варна, и это не синонимичные понятия.

Всего четыре варны и тысячи каст. Каждая варна делится на множество каст, или, другими словами, «джати».

Последняя перепись населения, проведенная в первой половине прошлого века, в 1931 году, насчитала более трех тысяч каст по всей Индии. Эксперты говорят, что их число растет с каждым годом, но не могут назвать точную цифру.

Понятие «варна» уходит корнями в санскрит и переводится как «качество» или «цвет» — в зависимости от определенного цвета одежды, которую носят представители каждой варны. Варна — более широкий термин, определяющий положение в обществе, а каста или «джати» — это подгруппа варны, указывающая на принадлежность к религиозной общине, унаследованное занятие.

Можно провести простую и понятную аналогию. Например, возьмем достаточно богатую часть населения. Люди, которые вырастают в таких семьях, не становятся одинаковыми по занятости и интересам, а занимают примерно одинаковый статус в материальном отношении.

Они могут стать успешными бизнесменами, представителями культурной элиты, филантропами, путешественниками или людьми искусства — это так называемые касты, прошедшие через призму западной социологии.

в театре Индии

С самого начала и до наших дней индейцы делились всего на четыре варны:

  • брахмана — священники, священники; верхний слой;
  • кшатрии — воины, защищавшие государство, участвовавшие в сражениях, сражениях;
  • ваишйа — земледельцы, пастухи и торговцы;
  • шудра — работники, слуги; Нижний слой.

Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленные касты. Например, среди кшатриев могут быть правители, раджи, генералы, дружинники, полицейские и так далее.

Есть члены общества, которые не могут быть включены ни в одну из варн: это так называемая каста неприкасаемых. Кроме того, их также можно разделить на подгруппы. Это означает, что житель Индии может принадлежать не к какой-либо варне, но обязательно к касте.

Варна и касты объединяют людей по религии, роду занятий, профессии, которые передаются по наследству — своего рода строго регламентированное разделение труда. Эти группы закрыты для представителей низших каст. Неравный индийский брак — это брак между членами разных каст.

Одна из причин, почему кастовая система так сильна, — это вера в перерождение в Индии. Они убеждены, что, строго соблюдая все предписания своей касты, в следующем рождении они смогут воплотиться в представителя более высокой касты. Брахманы уже прошли весь жизненный цикл и обязательно воплотятся на одной из божественных планет.

2. Количество каст в Индии.

2. Количество каст в Индии.
В Индии нет 4, а около 3 тысяч каст, их можно по-разному называть в разных частях страны и люди одной профессии могут иметь разные касты в разных штатах. То, что безымянные люди в туристических и других почти индийских местах называют 4 кастами, вовсе не кастами, это 4 варна — чатурварнья на санскрите — древняя социальная система.
Варненские брамины (вернее, брамины) исторически были прихожанами, врачами, учителями.
Варна-кшатрии (в древности его называли раджанья) — правители и воины.
Варна вайшья — земледельцы и торговцы
Варна судр — безземельные рабочие и крестьяне, работающие на других.
Варны относятся к кастам, но очень по-разному, иногда нет прямой связи, и поскольку мы уже углубились в науку, я должен сказать, что индийские касты, в отличие от варн, называются джати ×

Характеристики каст

Все касты подчиняются определенным правилам:

  • религиозная принадлежность;
  • профессия;
  • определенные свойства, которыми они могут обладать;
  • регламентированный перечень прав;
  • эндогамия: браки могут иметь место только внутри касты;
  • наследование — принадлежность к касте определяется рождением и передается по наследству от родителей, перейти в более высокую касту нельзя;
  • невозможность физического контакта, совместного приема пищи с представителями низших каст;
  • разрешенная еда: мясная или вегетарианская, сырая или приготовленная;
  • цвет одежды;
  • цвета бинди и тилаки — точки на лбу.

индуистский

Исторический экскурс

Система Варны была основана на законах Ману. Индусы верят, что все мы произошли от Ману, потому что именно он спасся от наводнения благодаря богу Вишну, а остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет назад, но ученые-скептики называют другую дату — 2 век до нашей эры.

В законах Ману с удивительной точностью и рассудительностью расписаны все правила жизни до мельчайших деталей: от того, как пеленать новорожденных, до того, как правильно обрабатывать рисовые поля. Также говорят о делении людей на уже известные нам 4 класса.

Ведическая литература, в том числе Ригведа, также говорит, что все жители древней Индии были разделены еще в 15-12 веках до нашей эры на 4 группы, вышедшие из тела бога Брахмы:

  • брахмана — из уст;
  • кшатрии — ладонями;
  • ваишйа — с бедер;
  • шудра — с ног.

рисунок
Древняя индийская одежда

Причин такого раскола было несколько. Одним из них является тот факт, что арийцы, прибывшие на индийскую землю, классифицировали себя как высшую расу и хотели быть среди людей своего вида, абстрагируясь от бедных невежд, которые выполняли то, что они считали «грязной работой.

Арийцы также женились исключительно на женщинах из семьи Брахманов. Остальные были иерархически разделены по цвету кожи, профессии, сословию: так появилось название «варна».

В средние века, когда буддизм на просторах Индии ослаб, а индуизм распространился повсюду, внутри каждой варны произошла еще большая фрагментация, и отсюда родились касты, в том числе джати.

Таким образом, жесткая социальная структура укоренилась в Индии. Этого не могли предотвратить ни исторические потрясения, ни набеги мусульман и возникшая в результате империя Великих Моголов, ни английская экспансия.

Четыре ступени духовного уклада — ашрамы

Теперь давайте проанализируем четыре стадии духовной жизни, или ашрама (слово «ашрам» переводится как «обитель, прибежище») — брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса.

Брахмачари — это период полового воздержания, который назначают молодым людям в возрасте до 25 лет. С детства детей в зависимости от склонностей обучают духовным и прикладным наукам. Например, в семьях браминов и кшатриев мальчика отправляют в гурукулу, школу, где он живет без родителей с пятилетнего возраста и изучает Священные Писания и различные языки. По прошествии 25 лет (чем ниже варна, тем короче сроки) молодой человек решает, женится он или останется брахмачари на всю оставшуюся жизнь, то есть монахом.

По прошествии 25 лет молодой человек решает, женится ли он или останется брахмачари, то есть монахом, до конца своей жизни

Если он выбирает семью, то он попадает в грихастха-ашрам: он женится на подходящей девушке, заводит детей и работает для их содержания в порядке, предписанном его варной. Через 50 лет, отдав дочерей замуж и выдав детей замуж, мужчина должен оставить обязанности семьянина и постепенно уйти от всех дел. Ему нужно подготовиться к неминуемой смерти и развить отречение от мира, для этого путешествовать по святым местам и жить простой аскетической жизнью. Жена может следовать за ним, но они добровольно отказываются от сексуальной близости. Например, в этом году я увидел интересный образ в священном месте на Говардхане. Прибыв туда, паломники обычно проводят ритуал: однажды они обходят огромный холм Говардхан. Особо аскеты передвигаются вокруг него не ступенями, а полными поклонами — дандават, то есть ложатся на землю, вытягивают вперед руки и кладут камень, затем встают на место камня и снова ложатся. И я видела, как пожилые муж и жена, видимо принявшие ванапрастху, обходили холм вот так: муж лег на циновку в полном поклоне, а жена, которая катала за ним чемодан на колесах (все свои вещи) , в этот момент коснулся его ступней, а затем и головы, а также как бы поклонился. Итак, они медленно ходили вокруг Говардхана в течение нескольких дней, устраиваясь на ночь, не покидая своего места, прямо на дороге.

На следующем этапе жизни человек принимает санньясу — полное отречение от мира (однако человек может принять саньясу раньше, если перейдет от семейного образа жизни). После посвящения в саньясу он считается мертвым для общества и разрывает все семейные узы. Его жена больше не может жить рядом с ним, она возвращается к своим детям. Главное качество санньяси — бесстрашие, поскольку теперь он во всех своих нуждах зависит только от Бога. Он может жить в уединении где-нибудь в святом месте или может переезжать из города в город, проповедуя людям. Санньяси живет за счет пожертвований, у него не может быть собственного дома и вещей больше, чем необходимо для сохранения души в теле. В прошлом к ​​санньяси предъявлялись очень строгие требования, например, они были ограничены ходьбой, не могли ездить в экипаже, разводить огонь для приготовления пищи. Я знаю, что в Индии все еще есть люди, которые следуют многим из этих правил: они спят только на голом полу и сознательно избегают контактов с женщинами.

5. Касты в Индии не отменены.

5. Каста в Индии не отменена.
Каста в Индии не отменена и не запрещена, как часто говорят .
Напротив, все касты в Индии пересчитаны и перечислены в приложении к Конституции Индии, которое называется Таблицей каст. Также после переписи в эту таблицу вносятся изменения, обычно дополнения, дело не в том, что появляются новые касты, а в том, что они регистрируются по данным, указанным о себе участниками переписи.
запрещена только кастовая дискриминация, это записано в статье 15 Конституции Индии

Главные характеристики каст

Каждая индийская каста имеет свои уникальные характеристики и особенности, правила существования и поведения.

Брахманы — высшая каста

Брахмана
Брахманы в Индии — это священники и священники в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше положения правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием людей: обучают различным практикам, ухаживают за храмами и работают учителями.

У брахманов есть много запретов:

  • Мужчины не могут работать в поле и заниматься физическим трудом, но женщины могут выполнять различные домашние дела.
  • Представитель касты жрецов может жениться только на себе подобных, но в виде исключения разрешен брак с брахманом из другой общины.
  • Брахман не может есть то, что приготовил человек из другой касты; брахман предпочел бы голодать, чем принимать запретную пищу. Но он может накормить представителя любой касты.
  • Некоторым брахманам нельзя есть мясо.

Кшатрии — каста воинов

Представители кшатриев всегда служили солдатами, охранниками и полицейскими.

На данный момент ничего не изменилось: кшатрии занимаются военным делом или занимаются административной работой. Они могут жениться не только на своей касте: мужчина может жениться на девушке из низшей касты, но женщине запрещено выходить замуж за мужчину из низшей касты. Кшатрии могут есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенных продуктов.

Вайшья

Вайшьи всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.

Теперь представители вайшьев заняты экономическими и финансовыми делами, различными предприятиями, банками. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, касающихся приема пищи: вайшьи, как никто другой, проверяют правильность приготовления пищи и никогда не берут зараженную посуду.

Шудры — низшая каста

Каста шудр всегда существовала в шкуре крестьян или даже рабов: они выполняли самую грязную и трудную работу. Даже в наше время этот социальный слой является самым бедным и часто живет за гранью бедности. Разведенные женщины также могут быть замужем за Шудрой.

Неприкасаемые

Каста неприкасаемых в Индии
Кроме того, выделяется каста неприкасаемых: эти люди исключены из всех социальных отношений. Они выполняют самую грязную работу: убирают улицы и ванные комнаты, сжигают мертвых животных, шкуры.

Удивительно, но представители этой касты не могли даже наступить на тень представителей высших сословий. И только недавно им разрешили входить в церкви и сближаться с людьми других сословий.

Вайшьи делятся на касты

Тысячи лет в варне существовало строгое разделение. Со временем внутри каждой началось деление на касты.

Каста ремесленников и торговцев произошла от вайшьев (земледельцев) (варна).

В касте индийских купцов, как и в варне, были свои правила и ограничения. Людей заставляли подчиняться.

Как отличить людей разных варн

Брахмана

Это высшая варна, класс священников, духовенство. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

брахман

Общественные правила предписывают почитать брахманов, делать им щедрые дары. Правители избрали их своими ближайшими советниками и судьями, назначив высокие чины. В настоящее время брахманы являются служителями храмов, учителями, духовными наставниками.

Сегодня брахманы занимают около трех четвертей всех государственных постов. За убийством брахмана как тогда, так и сейчас неизменно следовала ужасная смертная казнь.

Брахманам запрещено:

  • сельское хозяйство и уборка (но брахманики могут выполнять работу по дому);
  • жениться на представительницах других сословий;
  • ешьте то, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

Кшатрии

В переводе эта варна означает «люди власти, знати». Они занимаются военными делами, управляют государством, защищают брахманов, стоящих выше по иерархии и подданных: детей, женщин, стариков, коров — страну в целом.

Сегодня класс кшатриев состоит из воинов, солдат, охранников, полицейских и командиров. К современным кшатриям также может относиться каста джат, в которую входят знаменитые сикхи — эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в своем родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

кшатрии

Кшатрий может жениться на женщине более низкой варны, но девушки не могут выбрать себе мужа более низкого ранга.

Вайшьи

Вайшьи — это группа землевладельцев, пастухов, торговцев. Они также торговали изделиями ручной работы и всем, что связано с прибылью — вот почему вайшьи заслужили уважение всего общества.

Сейчас они также занимаются аналитикой, бизнесом, банковским делом, финансами и коммерцией. Это также основной слой населения, работающий в офисах.

индейцы

Вайшьи никогда не любили тяжелую физическую работу и грязную работу — поэтому у них есть шудры. К тому же они очень требовательны к приготовлению и приготовлению пищи.

Шудра

Другими словами, это люди, которые выполняли наименее прибыльную работу и часто находились за чертой бедности. Нужны другие свойства, они обрабатывают землю, иногда выполняют функцию почти рабов.

нижняя варна

Шудры не имели права накапливать собственность, поэтому у них не было собственных домов и садов. Они не могли молиться, а тем более стать «дваждырожденными», то есть «двиджей», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Но шудры также могут жениться на разведенной девушке.

Двиджи — это мужчины, прошедшие обряд инициации Упаньяна в детстве. После него человек может совершать религиозные обряды, поэтому Упаньяна считается вторым рождением. Женщины и шудры не допускаются.

Неприкасаемый

Отдельная каста, которую нельзя отнести ни к одной из четырех варн, — это каста неприкасаемых. Долгое время они испытывали всевозможные преследования и даже ненависть к другим индейцам. А все потому, что, согласно индуизму, неприкасаемые в прошлой жизни вели несправедливый и греховный образ жизни, за что были наказаны.

Они где-то за пределами этого мира и даже не считаются людьми в прямом смысле этого слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и изолированных гетто, роются на свалках. В лучшем случае они занимаются самой грязной работой: чистят туалеты, канализацию, трупы животных, работают могильщиками, дубильщиками и сжигают мертвых животных.

две неприкасаемые женщины из варны

В то же время число неприкасаемых достигает от 15 до 17 процентов от общей численности населения страны, что означает, что примерно каждый шестой индеец неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, транспорте, храмах, магазинах. Им не разрешалось не только приближаться к другим, но и наступать на их тень. А брахманов оскорбляло только присутствие в поле зрения неприкасаемого.

Термин «далит» применяется к неприкасаемым, что означает «угнетение».

К счастью, в современной Индии все меняется: на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, теперь они могут появляться где угодно, получать образование и медицинскую помощь.

Хуже того, что родиться неприкасаемым, может родиться только пария — еще одна подгруппа людей, навсегда вытесненных из общественной жизни. Они дети изгоев и целомудренных супругов, но были времена, когда даже прикосновение к изгоям делало человека равным.

Каста – навсегда ли это

Фотография ребенка в Индии
Индейцы

Место человека в индийском обществе определялось с момента его рождения. Так было на протяжении тысячелетий. Дети брахманов воспитываются в традициях чистоты и постоянного духовного совершенствования. Неудивительно, что юноши и девушки и в будущем будут соблюдать правила, по которым живут их родители. То же самое и в других кастах.

Между тем в шастрах нет ни одного утверждения о том, что нельзя менять ситуацию. Нигде нет и следа того, что вайшье никогда не станет брахманом. Напротив, в «Шримад-Бхагаватам» есть случай, когда сын слуги слушал рассказы брахманов и развил склонность к религиозной деятельности. Уходя из дома, он выбрал отшельника и был причислен к лику святых.

это интересно! Часто в священных текстах можно встретить фразу: сын брахмана, не желающий вести аскетический образ жизни и читать книги, не должен считаться брахманом.

Таким образом, согласно индийской философии, ребенок не появляется в мире как чистый лист бумаги. Напротив, он сохранил некоторые навыки и вкусы из своей предыдущей жизни. Предопределение касается не только внешних данных и семейного благополучия, но и способности отказаться от земных благ в пользу духовного совершенствования. Поэтому жаловаться на судьбу бесполезно, ведь каждый своей прошлой жизнью и поступками получает по заслугам.

Образование – только способ раскрыть природные таланты

Европейское видение профессии гласит: научить работать в определенной сфере можно каждого. Варнашрама-дхарма требует, чтобы индийцы заняли положение, для которого они обладают естественными качествами. Получение степени государственного служащего доступно многим, но не у всех для успешной работы есть желание защищать слабых и руководствоваться принципами чести и справедливости (такими как кшатрии).

Часто задаваемые вопросы Что происходит с индийской молодежью в 25 лет?
Приходит время принять решение: жениться и окончательно выбрать профессию или отказаться от мирской жизни и посвятить себя религиозному служению.

При выборе будущего места в жизни и профессии молодые люди опираются на свои наклонности и принадлежность к какой-то касте. Некоторые пути перед ними закрыты из-за их происхождения, но среди других важно выбрать правильный и не ошибиться.

Путь духовного совершенствования – четыре ступени ашрамы

Четыре уровня духовного самосовершенствования индийских мужчин называются:

  • брахмачари
  • грихастха
  • ванапрастха
  • саньяса.

Считается, что молодые люди до 25 лет обязаны соблюдать целибат и находятся на первой стадии — брахмачари. Они изучают прикладные науки и духовные практики с детства в каждой семье. Кшатрий и брахман отдают пятилетних детей в гурукулы, школы-интернаты. 25 лет — важная веха, когда они принимают осознанное решение: создать семью или стать монахом.

Грихастха — это путь мужчин, выбравших семейную жизнь. Они женятся, заводят детей и работают в разрешенных кастами сферах. Ванапрастха наступает после 50 лет, когда мужчины оставляют свои семьи и совершенствуются в отречении от мирских дел. На тот момент у их детей уже есть семьи. Жена имеет право следовать за мужем в святые места и вести там аскетический образ жизни вместе с ним, но при строгом запрете половой близости.

Саньяса — это окончательный отказ от мирской жизни, после которого человек считается мертвым для всего общества и родственников. Если жена до этого оставалась с мужем, теперь она должна вернуться в приют. Мужчина ведет жизнь отшельника или проповедника, живет только на пожертвования и ничего не имеет, кроме самого необходимого.

На заметку! В древности санньяси путешествовали исключительно пешком, и пищу нельзя было готовить на костре. Современные последователи по-прежнему спят на голом полу и также добровольно соблюдают целибат.

Женская доля — стри-дхарма

Женщины занимают особое положение в системе варнашрамы. Их учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью. Традиционно женщины получали образование дома, учились вкусно готовить, содержать семью, а также приобретали другие навыки в зависимости от семьи, в которой они родились. Например, если девочка воспитывается в семье браминов, ее с раннего возраста учат помогать матери и отцу в организации религиозных праздников, она знает различные мантры и молитвы и привыкает жить без роскоши и комфорта. Поэтому для девушки из класса брамина естественно пытаться выйти замуж за брахмана, потому что в этом случае у них схожие качества и цели в жизни. Однако допускается, чтобы жена происходила из имения более низкого уровня. Священные Писания говорят, что муж должен быть старше своей жены во всем, чтобы она могла его уважать — его социальное положение должно быть выше, он должен быть умнее своей жены, выше ее по росту и старше ее. Подробнее о положении женщины в Индии вы можете прочитать в моей статье «Почему индийские женщины не феминистки»).

Женщин учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью

Не по рождению, а по качествам

Чаще всего человек получал варну по рождению. Это, однако, нетрудно понять: рожденный в семье брахманов, ребенок с детства учился проводить религиозные обряды, изучал философию, придерживался определенных правил чистоты (по этой теме вы можете прочитать статью «Городская грязь» Самые чистые люди в мире »). Приняв качества родителей, ребенок естественным образом стал склонен к брахманической деятельности.

Однако нигде в шастрах нельзя найти утверждение, что человек лишен возможности менять положение и, например, родившись в семье вайшьев, он не может стать брахманом. Напротив, я нахожу в нем много других историй: в «Шримад-Бхагаватам» описывается, как мальчик Нарада родился в семье шудрани, слуги. Затем он встретил брахманов, которым служила его мать, выслушал их истории и постепенно развил склонность к религиозной деятельности. Он покинул дом и стал отшельником; в Индии его до сих пор почитают и превозносят как святого. Верно и обратное: если ребенок родился в семье брахмана, но не любит читать книги и вести аскетический образ жизни, его не следует считать брахманом.

Другими словами, разделение на варны или состояния в изначальной системе варнашрама-дхармы зависит от уровня сознания и качеств человека. Согласно этой философии, человек не приходит в мир с чистого листа, у него есть определенные влечения из прошлой жизни, сформированные его деятельностью и желаниями. Следовательно, красота, образование, богатство и уровень отречения предопределены, что исключает слухи о судьбе, поскольку каждый получает по заслугам.

Нигде в шастрах нельзя найти утверждение, что человек лишен возможности изменить свое положение и, например, родившись в семье вайшьев, он не может стать брахманом

Такой подход сильно отличается от нашего обычного взгляда на систему образования. Варнашрама настаивает на том, чтобы человек занимал положение в обществе не только потому, что он приобрел некоторые профессиональные навыки, но, прежде всего, потому, что у него есть определенные качества. Например, сегодня любой желающий может получить диплом в сфере государственной службы. Но у него есть качества, присущие природе кшатрия (то есть желание защитить слабых, чувство справедливости и честности). А что будет, если такой человек вообще по натуре вайшья, то есть предприниматель? Вступив в должность государственного служащего, он будет заниматься прежде всего экономическим процветанием и прибылью, отодвигая на второй план социальные потребности населения. Думаю, нам не составит труда привести множество примеров из современной жизни, подтверждающих эту идею.

Уникальные особенности каст

  • Имея рядом брахмана, вы можете сделать ему много подарков, но не ждите ответа. Брахманы никогда не дарят даров: они принимают, но не дарят.
  • Среди иностранцев ходят шутки, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов.
  • Что касается землевладения, шудры могут быть даже более влиятельными, чем вайшьи.
  • Шудры низшего сословия практически не пользуются деньгами — им платят за работу едой и домашней утварью.
  • Вы можете перейти в низшую касту, но невозможно получить касту более высокого ранга.

Красное пятно на лбу индийской женщины
Бинди и тилака — так называется красная точка на лбу индийской женщины.

Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравенством. Взгляните на его биографию, он действительно человек с большой душой!

Еще одна значимая личность в истории Индии: Индира Ганди. Она не была родственницей Махатмы, только тезка. Ее биографию можно найти здесь: https://indianochka.ru/india/history/indira-gandi.html

Список

  1. Брахманы, священники, занимали высшее положение в обществе. Считается, что они вышли из уст Пуруши, поэтому они не только обладают священным знанием и являются слугами богов, но и внедряют это знание среди других. Худшее преступление в индуизме — это лишить жизни брахмана. Этому нет прощения. Только брахманам разрешалось носить белые одежды.
  1. Кшатрии — варна, в которую входили воины (в том числе члены их семей), вельможи, князья, цари (раджас). Они родились из рук Пуруши. Получается, что это класс людей, в руках которых была сосредоточена какая-то власть. Свою предрасположенность к этой варне они могли продемонстрировать с помощью красной одежды.
  1. Вайшьи произошли от бедер Пуруши. Это класс людей, уважаемых всем обществом. К ним относятся крестьяне, которые своим трудом кормили все остальные классы. Они имели право доказывать с помощью желтых одежд, что они вайшьи.
  2. Шудра — произошла от стоп Пуруши. Это слуги, выполняющие разные работы, в том числе и грязные, обслуживающие людей всех остальных варн. Они носили черную одежду и были социально обездоленными.

Все представители варны, за исключением шудр, пережили нечто подобное рождению второй раз в своей жизни. Мальчики, достигшие определенного возраста, должны были пройти обряд посвящения. Символом, которому они подверглись в этом ритуале, была упавита (священное индуистское кружево), которое носили через плечо под правой рукой.

Каждая варна ела, одевалась и жила определенным образом. Довольно строгим правилом было то, что представители разных варн не имели права жениться друг на друге. Все было так плохо, что непослушные приговаривались к смертной казни.

9. Заблуждение о том, что касту индийца, с которым общаешься, нужно знать и вести себя соответственно.

9. Заблуждение, что каста индейца, с которой вы общаетесь, должна быть известна и действовать соответственно.
Это заблуждение тиражируется туристическими сайтами, неизвестно для чего, оно ни на чем не основано.
часто невозможно определить, к какой касте принадлежит индеец, только по внешнему виду и роду занятий. Даже если индиец скажет, к какой он касте, хотя такой вопрос не считается приличным, туристу он все равно ничего не даст, человек, не знающий Индию, не поймет, что и почему это организовано в этой фантастической стране. Так что не стоит озадачиваться кастовой проблемой, потому что в Индии иногда бывает сложно определить пол собеседника, а это, наверное, более важно

Возникновение индийских варн

Индийское общество издавна находится под влиянием индуизма. Так, например, концепция происхождения первых людей и самого первого человека в частности стала фундаментальным принципом социальной системы в Индии.

Считается, что боги создали первого человека с тысячами глаз. И он получил имя Пуруша. Боги приказали ему стать «отцом всех родителей». Из его рта, рук, бедер и ног родились четыре разных класса, каждый со своей целью. Само слово «варна» переводится с санскрита как «цвет». Узнайте больше о Варне в древней Индии.

Оказывается, каждая варна древнеиндийского общества отражалась в определенном цвете, наделенном особым смыслом. Ношение одежды цвета их варны считалось очень важным.

вайшьи

6. Не каждый индиец принадлежит к касте.

6. Не все индийцы принадлежат к одной касте.
Индийское общество очень неоднородно по своей структуре, и, помимо разделения на касты, существует множество других.
Есть кастовые и некастовые индейцы, например представители индейских племен (аборигены, адиваси), за редким исключением, у них нет касты. А некоторые из некастовых индейцев довольно крупные. Кроме того, за некоторые проступки (преступления) человек может быть исключен из касты и таким образом лишен своего статуса и положения в обществе.

Социальные уклады — варны

Таким образом, согласно этой системе, общество делится на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы, условно говоря, возглавляют общество, интеллектуальную элиту. Их главное качество — правдивость и чистота. Однако это не просто светские ученые или писатели, хотя косвенно современные интеллектуалы относятся к этому психотипу. Чтобы называться брахманом, человек должен вести праведную жизнь, быть знатоком священных писаний, уметь проводить различные религиозные ритуалы и церемонии, не иметь никаких ограничений более чем на один день и вести очень строгий образ жизни. Мне посчастливилось встретить женщину, которая выросла и выросла в семье браминов в Южной Индии. Ее зовут Нрисимха Ракшита, она уже вдова, поэтому носит белое сари, как это принято у религиозных людей Индии. Она рассказала мне о своей жизни, которую с детства учили чистоте, раннему пробуждению, регулярному поклонению Богу, ритуалам в храме: «Моя мать была очень набожной женщиной. С детства он приобщал нас к поклонению, он учил нас культуре браминов. Мы участвовали в организации праздников. В доме всегда царила праздничная атмосфера. Мы жили большой семьей: все мои сестры, братья, мама, отец, мать отца. Очень большая семья. Культура браминов основана на чистоте. Все должно быть чисто, все нужно постоянно мыть и чистить. Допустим, мы не могли ничего трогать в доме, пока не надели чистую одежду. И мы не могли войти в дом с грязной одеждой, только после того, как выстирали ее и переодели в сухую и чистую одежду».

Брахманы, условно говоря, возглавляют общество, интеллектуальную элиту. Их главное качество — правдивость и чистота

Более того, брахманам строго запрещено общаться с людьми из других каст: «Мы очень строго следили за тем, чтобы в наш дом не входили люди низшего ранга, а только брахманы. И никому не давали ничего из других каст, и они никогда не ели вне дома, они ели только то, что готовили моя мама и бабушка ». Единственная задача брахмана — поклоняться Богу, изучать писания и учить. Брахмана никто не может нанять, и он не может просить зарплату за свою работу. Единственный доход брахмана — это добровольные пожертвования и то, что он вырастил на своем участке или собрал в лесу. Однако священные писания также говорят, что это долг царей — заботиться о брахманах (чтобы царство процветало, полубоги ниспослали дождь, а земля дала рождение зернам). В древности цари подарили брахманам деревни, коров и драгоценности. Однако до конца дня истинным брахманам пришлось раздать все эти дары другим.

Кшатрии — воины и администраторы, цари и лидеры. Их образно называют руками общества. Качества кшатрия — отвага, справедливость, благородство, желание защитить слабых. Проще говоря, это те, кто у власти. Их долг — сделать так, чтобы каждый в стране был счастлив и вел праведную жизнь. В то же время они должны во всем подчиняться брахманам и регулярно консультироваться с ними по различным вопросам, касающимся управления страной или деревней. Кшатриям разрешено иметь богатство, дом, слуг, но они должны не просто собирать налоги и подписывать законы, древние тексты говорят, что именно правитель страны несет ответственность за все, что в ней происходит: от экономики до погоды и уровень смертности. Например, если сын умирает раньше отца, это вменяется виной королю. Кроме того, под его защитой находятся не только люди, но и другие «граждане» страны: животные, растения и даже насекомые. Священные Писания содержат много замечательных историй о прошлых кшатриях. Например, история Махараджи Шиби. Однажды в его комнаты прилетели голубь и орел. Орел хотел съесть голубя, но царь остановил его. Тогда орел повернулся к нему: «Я понимаю, что твой долг — защищать своих подданных, поэтому ты спасаешь голубя. Но я голоден, и твоя обязанность — утолить мой аппетит и дать поесть ». Затем Махарадж Шиби начал разрезать свою плоть, чтобы отдать ее орлу. История закончилась хорошо, потому что голубь и орел оказались полубогами, которые решили испытать царя. Еще один хорошо известный в Индии человек, времена которого все индусы все еще мечтают о жизни, — это Рамачандра, который правил Землей много тысячелетий назад и прославлен как воплощение Бога и самый праведный царь. Рассказывается, что в его время планета процветала: не было войн, катаклизмов, засух, болезней и люди жили долго и счастливо.

Следующий класс — это вайшьи, или торговцы, «ствол» общества. Шастры наставляют их защищать коров, возделывать поля, производить пищу и снабжать их другими членами общества. Они должны жертвовать до половины своего дохода на религиозные цели и заботиться о своих подчиненных. Это практичные, экономные люди, умеющие на всем нажиться, иными словами, бизнесмены.

Вайшьи, или торговцы, являются «торсом» общества. Шастры наставляют их защищать коров, возделывать поля, производить пищу и снабжать их другими членами общества

Последний класс — это шудры, стопы общества, наемные работники. К шудрам относятся ремесленники, представители массового искусства, рабочие фабрик и фабрик. Они хорошие художники, счастливы делать что-то своими руками, находят удовлетворение в творчестве и зависимости от других.

В социальном организме важны все компоненты: голова, руки, туловище и ноги. Однако голова, конечно, особенно важна, так как без ее нормальной работы все остальные части не смогут получать правильные команды. Поэтому представителям трех варн велено слушать брахманов и следовать религиозным нормам. В частности, запрещено есть мясо, вступать в половую связь вне брака, курить, употреблять алкоголь и зарабатывать на жизнь нечестным путем. Людей, которые так поступают, называют «млеччхами», что означает «люди вне рамок гражданского общества.

Также в писаниях я нашел другой класс людей: это варна-санкара, то есть люди со смешанной варной. К ним относятся дети, рожденные вне брака. Считается, что такие люди не понимают своего характера и предназначения. Они мечутся между разными сферами деятельности, но ни в одной из них не удается добиться успеха.

Женщины в кастовом обществе Индии

Фотографии женщин Индии
Женщины в Индии

Варнашрама определяет стри-дхарму для всех женщин, согласно которому они должны быть хорошими матерями и верными женами. Девочки получали домашнее образование, мамы учили их выращивать и готовить.

С раннего возраста дочери брахманов вместе со своими родителями организуют религиозные праздники, заучивают наизусть многочисленные ведические тексты, учатся отказываться от привычных для европейцев удобств и живут в аскетизме. С таким образованием нужно искать мужа с похожими взглядами, то есть он должен быть из одной касты.

В индийском понимании муж выше жены и даже лучше — старше. Только тогда он сможет уважать это. Межкастовые браки разрешены, но только при условии, что жена более низкого ранга. Противоположная ситуация может иметь место только в кинематографе, но не в реальности.

Источники

  • https://o-buddizme.ru/strany/kasty-v-indii
  • https://fishki.net/1974307-10-interesnyh-faktov-ob-indijskih-kastah.html
  • https://realnoevremya.ru/articles/113935-kastovaya-sistema-v-indii
  • https://indianochka.ru/kultura/obshhestvo/kasty.html
  • https://indiada.ru/istoriya-indii/varny-remeslennikov-i-torgovcev.html
  • https://travel247.ru/chto-takoe-kasty-v-indii

Оцените статью
Блог об Индии