Кастовая система в Индии

Откуда «родом» кастовая система

Начнем с того, что кастовая система — это явление, описанное в древних писаниях, шастрах (пуранах), сохранившихся в Индии. Они говорят, что структура общества, разделенного на классы, была создана самим Богом и коренится в человеческой природе. Однако самого термина «кастовая система» в Священных Писаниях не встречается. На санскрите это явление называется варнашрама-дхарма. Дхарма означает долг или внутреннее качество объекта. Проще говоря, дхарма сахара должна быть сладкой, а дхарма соли, соответственно, соленой. Если сахар перестает быть сладким, он не следует своей дхарме. Точно так же каждое живое существо во вселенной, согласно этой науке, должно выполнять предписанные ему обязанности. Вообще понятие дхармы довольно сложное, я не буду сейчас об этом говорить. Короче говоря, я могу сказать, что есть «санатана-дхарма», или «вечный долг» каждого человека: реализовать себя с душой и вернуться в духовный мир. И есть временная социальная дхарма, которой мы должны следовать в соответствии с теми телесными оболочками, качествами характера и окружающей средой, которые мы получили в нашем текущем воплощении.

Система варнашрама-дхармы как раз описывает этот социальный долг человека. Слово «варнашрама» состоит из двух частей — «варна» и «ашрам» — это четыре класса и четыре стадии духовной жизни. Сразу замечаю, что большинство из них рассчитаны на мужчин, о женщинах мы поговорим отдельно.

Социальные уклады — варны

Таким образом, согласно этой системе, общество делится на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы, условно говоря, возглавляют общество, интеллектуальную элиту. Их главное качество — правдивость и чистота. Однако это не просто светские ученые или писатели, хотя косвенно современные интеллектуалы относятся к этому психотипу. Чтобы называться брахманом, человек должен вести праведную жизнь, быть знатоком священных писаний, уметь проводить различные религиозные ритуалы и церемонии, не иметь никаких ограничений более чем на один день и вести очень строгий образ жизни. Мне посчастливилось встретить женщину, которая выросла и выросла в семье браминов в Южной Индии. Ее зовут Нрисимха Ракшита, она уже вдова, поэтому носит белое сари, как это принято у религиозных людей Индии. Она рассказала мне о своей жизни, которую с детства учили чистоте, раннему пробуждению, регулярному поклонению Богу, ритуалам в храме: «Моя мать была очень набожной женщиной. С детства он приобщал нас к поклонению, он учил нас культуре браминов. Мы участвовали в организации праздников. В доме всегда царила праздничная атмосфера. Мы жили большой семьей: все мои сестры, братья, мама, отец, мать отца. Очень большая семья. Культура браминов основана на чистоте. Все должно быть чисто, все нужно постоянно мыть и чистить. Допустим, мы не могли ничего трогать в доме, пока не надели чистую одежду. И мы не могли войти в дом с грязной одеждой, только после того, как выстирали ее и переодели в сухую и чистую одежду».

Брахманы, условно говоря, возглавляют общество, интеллектуальную элиту. Их главное качество — правдивость и чистота

Более того, брахманам строго запрещено общаться с людьми из других каст: «Мы очень строго следили за тем, чтобы в наш дом не входили люди низшего ранга, а только брахманы. И никому не давали ничего из других каст, и они никогда не ели вне дома, они ели только то, что готовили моя мама и бабушка ». Единственная задача брахмана — поклоняться Богу, изучать писания и учить. Брахмана никто не может нанять, и он не может просить зарплату за свою работу. Единственный доход брахмана — это добровольные пожертвования и то, что он вырастил на своем участке или собрал в лесу. Однако священные писания также говорят, что это долг царей — заботиться о брахманах (чтобы царство процветало, полубоги ниспослали дождь, а земля дала рождение зернам). В древности цари подарили брахманам деревни, коров и драгоценности. Однако до конца дня истинным брахманам пришлось раздать все эти дары другим.

Кшатрии — воины и администраторы, цари и лидеры. Их образно называют руками общества. Качества кшатрия — отвага, справедливость, благородство, желание защитить слабых. Проще говоря, это те, кто у власти. Их долг — сделать так, чтобы каждый в стране был счастлив и вел праведную жизнь. В то же время они должны во всем подчиняться брахманам и регулярно консультироваться с ними по различным вопросам, касающимся управления страной или деревней. Кшатриям разрешено иметь богатство, дом, слуг, но они должны не просто собирать налоги и подписывать законы, древние тексты говорят, что именно правитель страны несет ответственность за все, что в ней происходит: от экономики до погоды и уровень смертности. Например, если сын умирает раньше отца, это вменяется виной королю. Кроме того, под его защитой находятся не только люди, но и другие «граждане» страны: животные, растения и даже насекомые. Священные Писания содержат много замечательных историй о прошлых кшатриях. Например, история Махараджи Шиби. Однажды в его комнаты прилетели голубь и орел. Орел хотел съесть голубя, но царь остановил его. Тогда орел повернулся к нему: «Я понимаю, что твой долг — защищать своих подданных, поэтому ты спасаешь голубя. Но я голоден, и твоя обязанность — утолить мой аппетит и дать поесть ». Затем Махарадж Шиби начал разрезать свою плоть, чтобы отдать ее орлу. История закончилась хорошо, потому что голубь и орел оказались полубогами, которые решили испытать царя. Еще один хорошо известный в Индии человек, времена которого все индусы все еще мечтают о жизни, — это Рамачандра, который правил Землей много тысячелетий назад и прославлен как воплощение Бога и самый праведный царь. Рассказывается, что в его время планета процветала: не было войн, катаклизмов, засух, болезней и люди жили долго и счастливо.

Следующий класс — это вайшьи, или торговцы, «ствол» общества. Шастры наставляют их защищать коров, возделывать поля, производить пищу и снабжать их другими членами общества. Они должны жертвовать до половины своего дохода на религиозные цели и заботиться о своих подчиненных. Это практичные, экономные люди, умеющие на всем нажиться, иными словами, бизнесмены.

Вайшьи, или торговцы, являются «торсом» общества. Шастры наставляют их защищать коров, возделывать поля, производить пищу и снабжать их другими членами общества

Последний класс — это шудры, стопы общества, наемные работники. К шудрам относятся ремесленники, представители массового искусства, рабочие фабрик и фабрик. Они хорошие художники, счастливы делать что-то своими руками, находят удовлетворение в творчестве и зависимости от других.

В социальном организме важны все компоненты: голова, руки, туловище и ноги. Однако голова, конечно, особенно важна, так как без ее нормальной работы все остальные части не смогут получать правильные команды. Поэтому представителям трех варн велено слушать брахманов и следовать религиозным нормам. В частности, запрещено есть мясо, вступать в половую связь вне брака, курить, употреблять алкоголь и зарабатывать на жизнь нечестным путем. Людей, которые так поступают, называют «млеччхами», что означает «люди вне рамок гражданского общества.

Также в писаниях я нашел другой класс людей: это варна-санкара, то есть люди со смешанной варной. К ним относятся дети, рожденные вне брака. Считается, что такие люди не понимают своего характера и предназначения. Они мечутся между разными сферами деятельности, но ни в одной из них не удается добиться успеха.

Варны и касты: в чём разница

Варна и каста — два разных понятия, хотя некоторые ошибочно полагают, что это одно и то же. Вот несколько критериев, по которым различают варну и касту.

1. Буквально «варна» означает цвет и происходит от корня «ври», что означает выбор профессии. В результате Варна беспокоится о своем «цвете» или профессии.

Каста или джати происходит от корня слова джана, что означает рождение. Следовательно, каста связана с рождением.

2. Есть четыре варны: брахман, кшатрий, вайшьа и шудра.

Каст много, их сотни и тысячи. У каст также есть много разделов, известных как подкасты.

3. Варна — распространенное индийское явление.

Наличие нескольких каст основано на региональных и языковых различиях.

4. По сравнению с кастами мобильность внутри варны относительно велика и зависит от таланта и знаний человека.

Касты основаны на жестких принципах. Это закрытый вид наслоения.

5. Система Варны свободна от социально-экономических и политических недостатков.

Каста накладывает на участников множество ограничений.

6. Отношения между варнами в основном положительные.

Корреляция между кастами не всегда положительна. Различия возможны из-за экономического, политического и образовательного статуса разных групп.

Уникальные особенности каст

  • Имея рядом брахмана, вы можете сделать ему много подарков, но не ждите ответа. Брахманы никогда не дарят даров: они принимают, но не дарят.
  • Среди иностранцев ходят шутки, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов.
  • Что касается землевладения, шудры могут быть даже более влиятельными, чем вайшьи.
  • Шудры низшего сословия практически не пользуются деньгами — им платят за работу едой и домашней утварью.
  • Вы можете перейти в низшую касту, но невозможно получить касту более высокого ранга.

Красное пятно на лбу индийской женщины
Бинди и тилака — так называется красная точка на лбу индийской женщины.

Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравенством. Взгляните на его биографию, он действительно человек с большой душой!

Еще одна значимая личность в истории Индии: Индира Ганди. Она не была родственницей Махатмы, только тезка. Ее биографию можно найти здесь: https://indianochka.ru/india/history/indira-gandi.html

Торговцы и ремесленники — вайшьи

Варна в Древней Индии - особенности и особенности деления на касты

Третья группа каст «дважды рожденных» (двиджа — термин, которым индийцы называют людей трех высших варн, прошедших обряд Упанаяны. Упанаяна является символом возрождения и позволяет принимать участие в ритуалах) — это вайшьи.

Сюда входили люди, тесно связанные с деньгами: ремесленники, фермеры и ростовщики. Их менталитет существенно отличался от брахманского: предпринимательская жилка была в крови, и уже в детстве вайшьи могли зарабатывать себе на жизнь.

Это не значит, что этот человек постоянно был богат, будучи купцом. Вайшью всегда учился достойному ремеслу, способному поддерживать необходимый уровень жизни. Кроме того, вайшья принадлежал к желтому цвету, был простолюдином и не имел никакого веса в высшем обществе, но, в отличие от шудры, его не преследовали.

Неприкасаемые (чандалы) и парии

Варна в Древней Индии - особенности и особенности деления на касты

Отдельный класс, который нельзя отнести ни к одной из 4 варн, — это неприкасаемые. Долгое время этих людей постоянно притесняли, они испытывали ненависть к остальной собственности. Это связано с тем, что в концепции индуизма далиты в прошлой жизни грешили и вели неправильный образ жизни, теперь они за это наказаны. Неприкасаемых называли далитами, что означает притеснение».

Неприкасаемые находятся где-то вне этого мира и даже не являются людьми в прямом смысле этого слова. Как правило, это бездомные, живущие в отдельных гетто, трущобах и на улицах, роющиеся на свалках. В лучшем случае далиты могли выполнять самую грязную работу: убирать мертвых животных, сточных вод, туалетов, сжигать мертвых животных, работать кожевниками, могильщиками.

При этом количество неприкасаемых составляет около 12-16% от всех жителей страны. Таким образом, примерно каждый седьмой индеец неприкасаемый.

Варна в Древней Индии - особенности и особенности деления на касты

Каста далитов не могла находиться в общественных местах: поликлиниках, школах, магазинах, храмах, транспорте. Им запрещалось не только общаться с другими людьми, но и наступать на их тень. А брахманов обидело только присутствие этого человека в поле видимости.

К счастью, сегодня все изменилось: притеснение неприкасаемых запрещено на государственном уровне, теперь они могут появляться где угодно, лечиться и получать образование.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, было просто родиться изгоем, другой кастой людей, полностью вытесненных из общественной жизни. Это те, кто родился от парии или во время межхастального брака, но было время, когда только случайное прикосновение к парии могло сделать человека того же класса.

Средний класс кшатрии

К среднему классу кшатриев относятся: правители, воины, административные служащие, военачальники. В древности их считали потомками арийцев, аристократами по праву рождения и великими воинами, добившимися своего статуса благодаря подвигам: полным милосердия и терпения, духовной силы и чувства героизма.

Политическая власть была сосредоточена в их руках, они часто владели огромными поместьями и владели обширными земельными участками. Таким образом, они получали двойной доход: от земли и от государственной зарплаты военным предприятиям (если таковые были). Кшатриям даже разрешалось убивать во имя восстановления справедливости и защиты чести людей, которые не могли сделать это в одиночку. Красный цвет — относится только к кшатриям.

Бедняки — шудры

Слуги, наемные работники и вообще все жители, находящиеся за чертой бедности, как духовной, так и финансовой, называются шудрами. Контакт и общение с этими людьми высшей варны были недостойны, даже угрожали позором на всю жизнь.

Из всех классов только шудры постоянно подвергались жестокому притеснению со стороны правительства: они платили самый большой налог, их особенно сурово судили за нарушения, им не разрешали выполнять ритуалы, и это очень важный знак. Людей этой варны можно было покупать или продавать, их собственность отбирать, не беспокоясь о последующем наказании: это было вызвано причиной: они были рождены, чтобы служить, и, следовательно, не имели права роптать. Конечно, цвет шудры черный.

Что было с теми, кто не относился ни к одной из варн?

Судьба «неприкасаемых» (чандал) была особенно сложной: тех, кто не принадлежал ни к одной из варн. Их презирали, не допускали в другие владения, их не трогали и даже боялись услышать их голос. Любой контакт с ними мог осквернить представителя высшего класса.

Хотя с момента возникновения такого устройства общества не прошло ни одного тысячелетия, и сегодня проблема «неприкасаемых» продолжает существовать, хотя и не так остро, как раньше. Читайте также статью «Неприкасаемые Индии “.

Самая тяжелая жизнь для неприкасаемых
Самая тяжелая жизнь для неприкасаемых

Общинная собственность на землю

Особенности социальной структуры государства Древняя Индия во многом определили его отличие от других стран Древнего Востока. В частности, следует отметить преобладающую в нем муниципальную систему землепользования при полном отсутствии земель в государственной собственности. Немаловажную роль сыграли и остатки клановой системы, сохранившиеся на протяжении всей древнеиндийской истории. Считается, что именно они легли в основу разделения общества на касты и варны.

Судя по текстам, содержащимся в историческом памятнике 2 века до н. Э., Известном как «Законы Ману», он во многом позволяет понять социальную структуру и правовой статус населения древней Индии, даже царя не был владельцем всей земли, а владел только наследственными территориями. Он не имел права отбирать землю у кого-либо или жертвовать ее. По закону земельные владения были неприкасаемыми и были доступны общинам, которые были основой, на которой строилась кастовая система, настолько сильная, что даже многочисленные захватчики, такие как арабы, македонцы, греки и персы, не могли сломить ее.

Как возникла кастовая система в Индии: различные теории

Существует множество теорий, таких как традиционные, расовые, политические, профессиональные, эволюционные и так далее, которые пытаются объяснить кастовую систему в Индии.

Традиционная теория

Согласно этой теории, кастовая система имеет божественное происхождение, она является продолжением системы варн. Варны, в свою очередь, произошли из тела абсолютной божественности Брахмы.

На вершине иерархии находятся брамины, которые в основном были учителями и интеллектуалами и произошли от главы Брахмы. Кшатрии, воины и правители вышли из его рук. Из его бедер были созданы вайшьи, торговцы. В самом низу иерархии находятся шудры, рожденные от стоп Брахмы.

Происхождение варны по части тела Брахмы имеет простое объяснение. Рот означает использование для проповеди, обучения и т.д., руки предназначены для защиты, бедра предназначены для работы, стопы помогают всему телу, поэтому долг шудр — служить всем остальным варнам.

Сторонники этой теории ссылаются на Пурушаукту Ригведы, Манусмрити и т.д., ртобы подтвердить свою позицию.

Расовая теория

На санскрите каста означает варна, что означает цвет. Кастовое расслоение индийского общества берет свое начало в системе варн, состоящей из четырех членов, в которую входят брахманы, каштрии, вайшьи и шудры. Индийский социолог Д. Н. Маджумдар в своей книге «Расы и культура в Индии» пишет, что кастовая система зародилась после прихода арийцев в Индию.

Ведическая литература подчеркивает различия между ариями и неарийцами (даша) не только в их цвете лица, но также в их языке, религиозных обрядах и физических характеристиках.

Система варн, господствовавшая в ведический период, в основном основывалась на разделении труда и занятий. Три класса — Брахма, Кшатра и Виш — часто упоминаются в Ригведе. Брахма и Кшатра представляли ученых священников и военачальников. Вис состоял из простых людей. Имя четвертого класса, «шудра», встречается в Ригведе только один раз. Класс шудр состоял из слуг.

Политологическая теория

Согласно этой теории, кастовая система — это хитрая система, изобретенная браминами для того, чтобы занять высший уровень социальной иерархии.

Доктор Гури утверждает: «Каста — ребенок брамина индоарийской культуры, который живет на земле Ганга, а затем перебрался в другие части Индии».

Брахманы даже представили царю концепцию духовных заслуг через класс священников, чтобы заручиться поддержкой правителя страны.

Профессиональная теория

Согласно профессиональной теории, кастовая иерархия «упорядочивает» людей по их роду занятий. Те профессии, которые считались лучшими и наиболее уважаемыми, делали тех, кто ими занимался, выше тех, кто занимался грязными и «недостойными профессиями.

Согласно Ньюфилду, «только функция ответственна за происхождение кастовой структуры в Индии». С функциональной дифференциацией возникла профессиональная дифференциация и многочисленные профессиональные подклассы.

Эволюционная теория

Согласно этой теории, кастовая система возникла не неожиданно. Это результат длительного процесса социальной эволюции.

Причины возникновения каст согласно эволюционной теории:

  • наследственные роды;
  • желание брахманов не смешиваться с другими социальными группами;
  • отсутствие жесткого государственного контроля;
  • нежелание правителей применять единые нормы законов и обычаев по отношению ко всему обществу;
  • учения «кармы» и «дхармы» также объясняют происхождение кастовой системы. В то время как теория «кармы» придерживается мнения, что человек родился в определенной касте из-за своих действий в предыдущем воплощении, доктрина дхармы объясняет, что человек, который принимает кастовую систему и принципы касты, к которой ему принадлежит жизнь согласно «дхарме». Подтверждение своей дхармы также влияет на рождение в будущем (то есть после смерти) в богатой высшей касте, а нарушение принципов дхармы ведет к рождению в более низкой, бедной касте.
  • исключительные семейные идеи, поклонение предкам;
  • столкновение антагонистических культур, в частности патриархальной и матриархальной систем;
  • конфликт рас, наличие предрассудков;
  • целенаправленная экономическая и административная политика различных завоевателей;
  • географическая изоляция Индийского полуострова;
  • внешние инвазии;
  • сельская социальная структура.

Следует отметить, что именно в постведический период древнее различие между ариями и шудрами стало проявляться как «двиджа» и «шудра». Первые три варны называются двиджа (дважды рожденные), потому что они должны пройти церемонию инициации, которая является символом возрождения. «Шудры» называются «экаджати» («однажды рожденные”).

Кастовая система быстро развивалась после маврийского периода, особенно с появлением династии Шунга, основанной Пушьямитрой Шунга (184 г до н.э.). Эта династия была страстным покровителем «брахманизма». Благодаря Манусмрити брахманы оправдали свое превосходство и наложили суровые ограничения на шудр. Манусмрити утверждает, что «язык шудры, оскорбляющего дважды рожденного, будет отрезан”.

Китайский ученый Хюн Цанг, посетивший Индию в 630 году нашей эры, пишет, что «брахманизм правил страной, каста управляла социальной структурой, а люди, занимающиеся нечистыми профессиями, такими как мясники и мусорщики, должны были жить за пределами города».

Высшее сословие брахманы

Варна в Древней Индии - особенности и особенности деления на касты

На санскрите Брахман (Бог-Творец, душа мира, благоговение) является мужским и нейтральным. В последнем случае акцент делается на первой букве «а», в первом — на второй «а». В среднем жанре Брахман / Брахман означает высший принцип философии Существования — Нирвану или Сознание. В мужском роде это слово олицетворяет Священное Писание и его носителей: брахманов.

Духовные наставники, учителя, философы, религиозные лидеры, досконально знакомые со священными «Ведами» — все эти люди принадлежат к варне брахманов, высшим и наиболее уважаемым из всех классов. Они участвуют в научной работе, в судебной системе и в муниципальной администрации. Брахманы в высшей степени духовны и щедры, уравновешены и суровы.

Даже если брахман занят работой, недостойной своего вида — ткачеством или сельским хозяйством, это связано с тем, что он пытается понять суть действия, проводя философские размышления и наблюдения. Считается, что белый цвет — это цвет только брахманов.

Нанести вред брахману — самая тяжелая карма, которая до конца его жизни будет преследовать человека, осмелившегося нарушить тысячелетние традиции.

По какому принципу делилось общество?

Принадлежность к определенной варне передавалась по наследству. Так, например, если в имении кшатриев родился ребенок, то он с детства будет обучаться военному искусству или унаследует трон правителя. Получается, что место жизни человека, его положение в обществе и его род деятельности предопределены от рождения. Подробнее об этом вы можете узнать из статьи Кастовая система в Индии. Итак, если вы хотите определить свою собственную варну, это не имеет особого смысла.

Все варны, за исключением шудр, считались «дваждырожденными». Когда мальчики достигали определенного возраста, после ритуала инициации на них вешали священную веревку, после чего казалось, что они родились вторично. Только тогда он стал полноправным членом своего класса.

Браки между представителями разных сословий, мягко говоря, не поощрялись. Его особенно осуждали, если в Варне женщина была выше мужчины. Дети, рожденные в таком браке, изначально были неполными.

Социальное разделение слоёв общества

Исследователи по-разному относятся к происхождению варны, которая впоследствии стала основой социальной структуры общества в Древней Индии. Согласно наиболее распространенным, этот процесс связан с религией браминов. Считается, что арийской элите удалось присвоить исключительные права на религиозную, военную и политическую деятельность.

Кратко о социальной структуре Древней Индии

Само слово «варна» переводится с санскрита как «категория», «тип» или «качество». Принадлежность к той или иной варне определяла не только должность, профессию и размер получаемой заработной платы, но и строгость наказания за совершенное преступление. Представители разных варн имели разные права на наследство, и по финансовым займам взимались разные проценты.

Основы социальной структуры древней Индии варна и каста ─ нашли религиозное оправдание в гимнах литературного памятника Регведы ─, цитируемых в начале статьи. В них представители первых трех групп брахманов, кшатриев и вайшьев ─ называются «дважды рожденными», и им даются приоритетные права над всеми, кто принадлежит к низшей варне, состоящей из «однажды рожденных». Их очень большая группа называется шудрами.

Не по рождению, а по качествам

Чаще всего человек получал варну по рождению. Это, однако, нетрудно понять: рожденный в семье брахманов, ребенок с детства учился проводить религиозные обряды, изучал философию, придерживался определенных правил чистоты (по этой теме вы можете прочитать статью «Городская грязь» Самые чистые люди в мире »). Приняв качества родителей, ребенок естественным образом стал склонен к брахманической деятельности.

Однако нигде в шастрах нельзя найти утверждение, что человек лишен возможности менять положение и, например, родившись в семье вайшьев, он не может стать брахманом. Напротив, я нахожу в нем много других историй: в «Шримад-Бхагаватам» описывается, как мальчик Нарада родился в семье шудрани, слуги. Затем он встретил брахманов, которым служила его мать, выслушал их истории и постепенно развил склонность к религиозной деятельности. Он покинул дом и стал отшельником; в Индии его до сих пор почитают и превозносят как святого. Верно и обратное: если ребенок родился в семье брахмана, но не любит читать книги и вести аскетический образ жизни, его не следует считать брахманом.

Другими словами, разделение на варны или состояния в изначальной системе варнашрама-дхармы зависит от уровня сознания и качеств человека. Согласно этой философии, человек не приходит в мир с чистого листа, у него есть определенные влечения из прошлой жизни, сформированные его деятельностью и желаниями. Следовательно, красота, образование, богатство и уровень отречения предопределены, что исключает слухи о судьбе, поскольку каждый получает по заслугам.

Нигде в шастрах нельзя найти утверждение, что человек лишен возможности изменить свое положение и, например, родившись в семье вайшьев, он не может стать брахманом

Такой подход сильно отличается от нашего обычного взгляда на систему образования. Варнашрама настаивает на том, чтобы человек занимал положение в обществе не только потому, что он приобрел некоторые профессиональные навыки, но, прежде всего, потому, что у него есть определенные качества. Например, сегодня любой желающий может получить диплом в сфере государственной службы. Но у него есть качества, присущие природе кшатрия (то есть желание защитить слабых, чувство справедливости и честности). А что будет, если такой человек вообще по натуре вайшья, то есть предприниматель? Вступив в должность государственного служащего, он будет заниматься прежде всего экономическим процветанием и прибылью, отодвигая на второй план социальные потребности населения. Думаю, нам не составит труда привести множество примеров из современной жизни, подтверждающих эту идею.

Следующая ступень социальной лестницы

Согласно легенде, представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли из рук Брахмы. Их еще называли «дваждырожденными», но в социальной структуре древней Индии они занимали положение более низкого ранга. Разница была настолько велика, что девятилетнего брахмана из-за его статуса можно было считать отцом девяностолетнего кшатрия. Люди, принадлежавшие к этому классу, также имели множество привилегий и занимали руководящие должности как в армии, так и в сфере государственного управления.

Несмотря на то, что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество между брахманами и кшатриями, на самом деле между ними всегда шла острая конкуренция за политическую власть, иногда переходившую в кровавые столкновения. Об этом упоминают многие памятники санскритской литературы.

Древняя политико-социальная структура Индии

Четыре ступени духовного уклада — ашрамы

Теперь давайте проанализируем четыре стадии духовной жизни, или ашрама (слово «ашрам» переводится как «обитель, прибежище») — брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса.

Брахмачари — это период полового воздержания, который назначают молодым людям в возрасте до 25 лет. С детства детей в зависимости от склонностей обучают духовным и прикладным наукам. Например, в семьях браминов и кшатриев мальчика отправляют в гурукулу, школу, где он живет без родителей с пятилетнего возраста и изучает Священные Писания и различные языки. По прошествии 25 лет (чем ниже варна, тем короче сроки) молодой человек решает, женится он или останется брахмачари на всю оставшуюся жизнь, то есть монахом.

По прошествии 25 лет молодой человек решает, женится ли он или останется брахмачари, то есть монахом, до конца своей жизни

Если он выбирает семью, то он попадает в грихастха-ашрам: он женится на подходящей девушке, заводит детей и работает для их содержания в порядке, предписанном его варной. Через 50 лет, отдав дочерей замуж и выдав детей замуж, мужчина должен оставить обязанности семьянина и постепенно уйти от всех дел. Ему нужно подготовиться к неминуемой смерти и развить отречение от мира, для этого путешествовать по святым местам и жить простой аскетической жизнью. Жена может следовать за ним, но они добровольно отказываются от сексуальной близости. Например, в этом году я увидел интересный образ в священном месте на Говардхане. Прибыв туда, паломники обычно проводят ритуал: однажды они обходят огромный холм Говардхан. Особо аскеты передвигаются вокруг него не ступенями, а полными поклонами — дандават, то есть ложатся на землю, вытягивают вперед руки и кладут камень, затем встают на место камня и снова ложатся. И я видела, как пожилые муж и жена, видимо принявшие ванапрастху, обходили холм вот так: муж лег на циновку в полном поклоне, а жена, которая катала за ним чемодан на колесах (все свои вещи) , в этот момент коснулся его ступней, а затем и головы, а также как бы поклонился. Итак, они медленно ходили вокруг Говардхана в течение нескольких дней, устраиваясь на ночь, не покидая своего места, прямо на дороге.

На следующем этапе жизни человек принимает санньясу — полное отречение от мира (однако человек может принять саньясу раньше, если перейдет от семейного образа жизни). После посвящения в саньясу он считается мертвым для общества и разрывает все семейные узы. Его жена больше не может жить рядом с ним, она возвращается к своим детям. Главное качество санньяси — бесстрашие, поскольку теперь он во всех своих нуждах зависит только от Бога. Он может жить в уединении где-нибудь в святом месте или может переезжать из города в город, проповедуя людям. Санньяси живет за счет пожертвований, у него не может быть собственного дома и вещей больше, чем необходимо для сохранения души в теле. В прошлом к ​​санньяси предъявлялись очень строгие требования, например, они были ограничены ходьбой, не могли ездить в экипаже, разводить огонь для приготовления пищи. Я знаю, что в Индии все еще есть люди, которые следуют многим из этих правил: они спят только на голом полу и сознательно избегают контактов с женщинами.

Является ли кастовая система уникальной для Индии?

Кастовая система существует и в других странах, таких как Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Кастообразные системы также встречаются в Индонезии, Китае, Корее, Йемене, а также в некоторых странах Африки и Европы.

Но что отличает индийскую кастовую систему от остальных, так это ключевая тема чистоты и загрязнения, которая является вторичной или незначительной в других подобных системах мира. В Йемене есть наследственная каста аль-Ахдам, в которую входят рабочие. Буракумины в Японии, изначально принадлежавшие к маргинализованным общинам японской феодальной эпохи, являются профессиями, считающимися нечистыми или «зараженными» смертью домашних животных.

Индия в некоторых отношениях уникальна.

  1. У Индии была культурная преемственность, которой не было ни в одной другой цивилизации. Древние системы, религии, культуры других цивилизаций в значительной степени исчезли. В Индии история присутствует, и даже внешние империи в большей степени сохранили индийский путь и не изменили его.
  2. Касты были введены в современную религию, что затрудняет их устранение.
  3. В Индии кастовая система — сложное явление. То, что известно как «каста», на самом деле состоит из трех отдельных компонентов: джати, джана, варна. Джати — это профессиональная идентификация. Яна — этническая принадлежность. Варна — это философское отождествление. Они были тесно связаны на протяжении веков.
  4. В самый трансформационный период своей истории — последние 3 века — Индия находилась в условиях страны, подчиненной европейцам. Поэтому Индия потеряла много времени, чтобы измениться. Большинство изменений в системе произошло только в 1950-х годах, когда Индия стала республикой.

Подводя итог, следует сказать, что каста как культурный феномен (то есть как идеология или система ценностей) встречается только в Индии. Когда кастовая система рассматривается как структурный феномен, она встречается и в других обществах.

Существует четыре социологических подхода к кастам, которые различают четыре уровня теоретической формулировки: культурный и структурный, универсальный и частичный.

  • Структурно-частный взгляд на каст предполагает, что кастовая система ограничена индийским обществом.
  • Структурно универсальная категория утверждает, что каста в Индии является общим феноменом закрытой формы социальной стратификации, присутствующей во всем мире.
  • Третья позиция социологов, таких как Гюрье, которые рассматривают касту как универсалистский культурный феномен, считает, что культурная основа кастовой стратификации находится в большинстве традиционных обществ. Каста в Индии — это особая форма, основанная на социальном расслоении. Эту точку зрения сформулировал Макс Вебер.
  • Культурно-специфический взгляд представлен французским социологом и индологом Луи Дюмоном, который считает, что касту можно найти только в Индии.

Те, кто появился из плевка бога Брахмы

И, наконец, представители четвертой варны — шудры. Им посчастливилось встать с ног Бога. Некоторые источники даже утверждают, что шудры образовались из божественной слюны. Так или иначе, но они составляют низший класс, представители которого обречены на всю жизнь служить своим высшим хозяевам. Однако шудры были важным элементом социальной структуры древней Индии, поскольку составляли значительный процент от общей численности населения страны.

Социальная структура древней Индии варьируется и касты

Согласно закону, закрепившему принципы социальной структуры древней Индии, шудра был обязан есть то, что осталось после трапезы хозяина, надевать старую одежду и беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, а за его убийство представитель высшей варны имел право лишь на небольшой штраф. И хотя есть случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия благодаря торговле или ремеслу, большинство из них жили в крайней нищете.

Женская доля — стри-дхарма

Женщины занимают особое положение в системе варнашрамы. Их учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью. Традиционно женщины получали образование дома, учились вкусно готовить, содержать семью, а также приобретали другие навыки в зависимости от семьи, в которой они родились. Например, если девочка воспитывается в семье браминов, ее с раннего возраста учат помогать матери и отцу в организации религиозных праздников, она знает различные мантры и молитвы и привыкает жить без роскоши и комфорта. Поэтому для девушки из класса брамина естественно пытаться выйти замуж за брахмана, потому что в этом случае у них схожие качества и цели в жизни. Однако допускается, чтобы жена происходила из имения более низкого уровня. Священные Писания говорят, что муж должен быть старше своей жены во всем, чтобы она могла его уважать — его социальное положение должно быть выше, он должен быть умнее своей жены, выше ее по росту и старше ее. Подробнее о положении женщины в Индии вы можете прочитать в моей статье «Почему индийские женщины не феминистки»).

Женщин учат следовать строгой дхарме, женскому долгу, что означает быть верной женой и хорошей матерью

 

Оцените статью
Блог об Индии