- Как возникла древняя философия буддизма
- Будда и его учение
- Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно
- Четыре классических принципа
- Основные принципы и уроки буддизма
- Правила буддизма
- В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины
- Особенности философии буддизма
- 3 основные школы буддизма как философии
- В буддизме выделяют три драгоценности
- 4. Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
- Мораль и этика буддизма
- Письменные источники философии буддизма
- Как практиковать буддизм: осознанность
- Буддизм – это религия или философия
- 3 вида страданий в буддизме
- III — Наши желания – источник страдания
- IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения
- Незрелые души продолжают поиск удовольствий
- Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
- Ум и мозг не есть Я?
- Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
- Священная книга
- Ступени Восьмеричного пути
- Кратко об истории возникновения буддизма
- 5 мифов о философии буддизма
- Направления древнейшей из мировых религий
Как возникла древняя философия буддизма
В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии преобладал брахманизм. На севере страны возникло движение, которое выступило против него: буддизм. Культура, общество и экономика находились в глубоком упадке. Традиционные институты и племенные ассоциации теряли свое влияние, и формировались классовые отношения. Мудрецы путешествовали по стране и предлагали по-другому взглянуть на духовную и физическую жизнь человека. Среди учений, предлагавших взглянуть на окружающий мир с другой точки зрения, был буддизм, вызвавший наибольшую симпатию людей.
Буддизм
Будда и его учение
Большинство ученых сходятся во мнении, что основоположником первоначальных концепций философии буддизма был исторический человек. Он был принцем племени Шакья, родившимся в 560 г до н.э на северо-востоке Индии. Согласно легенде, его звали Сиддхартха Гаутама, он провел беззаботное и радостное детство во дворце, но позже он осознал ужас идеи бесконечного цикла перевоплощений и увидел, сколько страданий и боли существует в окружающем мире его. Принц путешествовал семь лет, общался с индийскими мудрецами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может спасти людей от страданий?».
Однажды, сидя под деревом Бодхи, он придумал, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, князь провел еще несколько дней под деревом, затем пошел к людям, чтобы рассказать новое учение.
Первую проповедь услышали жители города Бенарес. Там к нему присоединились пятеро его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за своего отказа от аскезы. В течение следующих 40 лет он рассказывал о своих учениях по всей северной и центральной Индии. К нему присоединилось множество сторонников, близких к основополагающим принципам философии буддизма.
Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно
Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Это набор значимых убеждений о человеке, мире и знании реальности. В отличие от авраамических религий и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия греховного тела и бессмертной души, ожидающей вечных мучений за несправедливую жизнь. Есть просто человек: хорошие и плохие поступки, совершенные им при жизни и отраженные в его карме.
В философии буддизма много специальных терминов, и теперь мы уточним основные из них:
- Карма. Ключевое понятие буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят определенные вещи. Он говорит нам, что все наши действия имеют последствия.
- Воплощения. Это феномен духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти одного живого существа его карма переходит к другому живому существу. Эта концепция отличается от «переселения душ» и индуистской концепции «атман», что означает вечную душу.
- Просвещение. В таком духовно-душевном состоянии, свободном от отрицательных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.
- Нирвана. Посредством глубоких размышлений и медитации Будда сформулировал одну из главных целей философии буддизма: поиск осознания своей души, основанный на отказе от земных благ, отказе от комфортной жизни. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим умом, он перестает слишком сильно беспокоиться о том, что думают другие, он теряет пристрастие к вещам, его душа начинает развиваться.
- Самсара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, кто достиг просветления, находятся в этом состоянии.
Будда считал целесообразным следовать «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и купаться в роскоши тоже не стоит. Человеку нужно найти золотую середину между этими двумя крайностями.
Четыре классических принципа
Предположения раннего буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:
- Жизнь страдает;
- Эта истина объясняет, почему существует страдание: мы страдаем, потому что сами этого хотим;
- Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой, чтобы вырваться из тисков страдания, в то время как мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познание полного блаженства, умиротворения, избавление от мирских страстей, искоренение ненависти и познание истинной природы вещей, то есть достижение состояния нирваны. Чтобы распознать это состояние, буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются покровительством, поклоняются святым, а затем освобождаются от своего эго (называемого «мокша»), отвергая человеческие желания и страсти. Есть два пути спасения: 1) Хинаяна — узкий путь спасения, он достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна — это широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навсегда.
- Это правило представляет собой серию инструкций о том, как достичь этого состояния (которое во многом совпадает с христианскими Десятью заповедями). Каждый буддист в течение своей мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны — это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Он основан на восьми состояниях:
— правильная речь — воздержание от лжи, сквернословия, светской беседы и речей, которые могут сеять вражду и вести ко злу;
— правильный образ жизни — не причинять вреда всем живым существам, зарабатывать на жизнь, не противореча буддийским ценностям, вести скромный образ жизни, без роскоши и прочих излишеств;
— концентрация: стремитесь избавиться от жестких убеждений и наполнить свой разум позитивными мыслями, научитесь созерцать и познавать истину;
— правильный взгляд — понимание Четырех Благородных Истин (Самсара — это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к концу страдания);
— поступай правильно — твори добрые дела, воздерживаясь от воровства, прелюбодеяния и желания бить других существ;
— правильные мысли — понять, что все зло исходит от нашей плоти;
— правильные намерения — изменить свои желания и намерения. Замени жестокость и вред состраданием; чувственные удовольствия — для преданности духовности; гнев — по доброй воле.
— правильные усилия — прогнать все зло, настроиться на позитив и всегда стараться следовать своим мыслям.
Это основы буддизма, который за века полностью превратился в государственную религию, а также стал неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.
Основные принципы и уроки буддизма
За столетия и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его структуре сформировались основы морали и этики. Они представляют собой общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности для современного человека.
Правила буддизма
Этика буддизма основана на 5 заповедях (правилах), общих для всех областей обучения:
- Запрещение причинять вред всем живым существам. Категорически запрещены убийства, включая смертную казнь, эвтаназию и аборт. В продолжение этого завета культивируются доброта, сострадание и милосердие.
- Воровство запрещено. Поощряются выражения щедрости и преданности делу.
- Прелюбодеяние запрещено во всех его формах. Буддисты просят развивать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
- Осуждаются ложные заявления, оскорбления, ругательства, сплетни. Последователи учений побуждают людей развивать такие качества, как честность и надежность.
- Буддизм осуждает любые формы опьянения: алкоголь, наркотики и т.д.
Следовательно, этика буддизма основана на принципах умеренности и доброжелательности по отношению к миру (нельзя никому и ничему навредить). Он способствует развитию чистых и благородных качеств, очищающих ум и ведущих к просветлению.
Направления буддизма: Pixabay
В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины
Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:
- Страдание — это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования — огонь, который пожирает себя, принося только страдания. Окружающий нас мир непостоянен и постоянно меняется. Все, что создано, в конце концов будет уничтожено.
- Желания человека — источник его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас жаждать жизни. По мере нарастания этого желания агония усиливается.
- Свобода от желаний ведет к свободе от страданий. В нирване человек перестает испытывать жажду жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и покоя, свободного от переселения душ.
- Восьмеричный путь к спасению или «промежуточный» — это воздержание от крайностей в буддийской философии, которое помогает освободиться от страстей.
Восьмеричный путь спасения предполагает верных:
- понимание — очень важно понять и принять, что наш мир состоит из страданий и боли;
- намерения — нужно перестать быть эгоистичным, избавиться от амбиций и желаний;
- речь — человек всегда должен смотреть на свои слова, они должны хорошо передавать и не вредить другим людям;
- действия — не совершайте плохих поступков, стремитесь делать только хорошее;
- образ жизни — в философии буддизма запрещено причинять вред живым существам, только это может освободить человека от мучений;
- усилия — следить за всеми своими мыслями и не впускать зло, быть в гармонии с добром;
- мысли — наше тело — главный источник зла, если вы освободитесь от его желаний, то вы освободитесь от страданий;
- концентрация — нужно постоянно практиковать восьмеричный путь и быть сосредоточенным на нем.
Первая и вторая стадии называются праджаной, они необходимы для достижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают правильное поведение и устанавливают моральный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадхой и помогают обуздать ум.
Особенности философии буддизма
В буддизме есть три главных сокровища:
- Будда: Это может быть любой человек, достигший просветления, или сам основатель учения.
- Дхарма — это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, которые следовали Будде и приняли все принципы его учений.
- Сангха — это сообщество буддистов, которые безоговорочно следуют догмам этого религиозного движения.
Борьба с тремя ядами — это буддийский способ получения трех драгоценных камней:
- Дистанция от истины существования и невежества.
- Телесные страсти и жажда жизни, ведущие к страданиям. Центральное понятие буддийской философии — страдание.
- Неспособность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и несдержанность.
Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и физически. Рождение, смерть, болезни и болезни на протяжении всей жизни страдают. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.
3 основные школы буддизма как философии
Существуют три основные философские школы буддизма, которые сформировались в разное время существования этого учения:
- Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются религиозным объектам поклонения, у них нет святых мучеников, поддерживающих их, нет рая и ада, никаких ритуалов. Ответственность за избавление от перевоплощений целиком лежит на человеке, это зависит от того, как он действует, живет и думает. Идеал этой философии — монах, достигший просветления.
- Философия буддизма Махаяны. Появляются святые (институт бодхисаттв), помогая людям на пути освобождения от страданий. Есть небеса, изображения с Буддой и Бодхисаттвой. Теперь даже человека, живущего мирской жизнью, можно спасти от страданий.
- Ваджраяна. Контроль над самосознанием и медитация — центральные концепции этой тантрической школы буддийской философии.
На следующем рисунке показано, как три основные школы буддийской философии распространены в разных странах:
три основные философские школы буддизма
В буддизме выделяют три драгоценности
- Будда: Он может быть создателем учения или его последователем, достигшим просветления.
- Дхарма — это само учение, его основы и принципы, а также то, что оно может дать своим последователям.
- Сангха — это сообщество буддистов, которые придерживаются законов этого религиозного учения.
Чтобы получить все три камня, буддисты сражаются с тремя ядами:
- непривязанность к истине бытия и невежество;
- желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
- недержание, злость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.
Согласно представлениям буддизма, каждый человек испытывает как физические, так и душевные страдания. Страдают болезнь, смерть и даже рождение. Но такое состояние неестественно, поэтому от него нужно избавляться.
4. Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 г. Художественный музей Метрополитен
В буддизме есть три направления: Тхеравада — «учение старейшин», Махаяна — «великая колесница». Слово «колесница» означает, что учение — это своего рода средство передвижения, которое приводит людей к просветлению и ваджраяне, «алмазной колеснице». «. Тхеравада, распространенная в основном в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается самым древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.
С точки зрения последователей Махаяны, Тхеравада — это чрезмерно элитарное учение, которое они пренебрежительно называют Хинаяной, «маленькой колесницей» — в конце концов, предполагается, что нирвана может быть достигнута только на пути монашества. С другой стороны, махаянисты утверждают, что даже миряне могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение бодхисаттв — просветленных людей, которые добровольно остались в сансаре, чтобы помочь другим людям выйти из круговорота рождений и смертей. Таким образом, в тибетской традиции духовный лидер тибетцев 14-й Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и южной Сибири.
В конце концов, Ваджраяна возникла в Махаяне в конце 1-го тысячелетия нашей эры, достигнув своего максимального расцвета в Тибете. Последователи этого движения утверждали, что просветления можно достичь за всю жизнь, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым практикам медитации. В настоящее время распространен в основном в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве и Калмыкии.
Мораль и этика буддизма
Борис Гребенщиков — самый известный русский буддист
Буддийская мораль и этика построены на принципах непричинения вреда и умеренности. В то же время в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитации буддисты изучают механизмы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения буддизма легли в основу ряда школ, которых объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды нацелена на полное развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.
Но поскольку буддийское учение многогранно и основано не на вере, а на опыте, недостаточно просто описать его содержание. Характеристики этого духовного пути становятся видимыми только в отношении других мировоззрений и религий. И подходить к учению Будды стоит только после освобождения энергии разума от жестких моральных норм.
Письменные источники философии буддизма
Палийский канон «Ти-Питака» или «Трипитака» — это книга, которая является основным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты по буддизму писались на листьях пальмы и помещались в корзины. Этот канон состоит из трех частей и написан на языке пали:
- Виная питака — это набор из 227 правил, регулирующих жизнь буддийских монахов. Предоставляет информацию о дисциплине, церемониях и этике.
- Сутта Питака содержит книги «Дхаммапада», что означает «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» — сборник рассказов о предыдущих воплощениях Будды. В дополнение к двум перечисленным книгам эта часть включает собственную философию Будды.
- Абидхамма питака — это тексты, проникнутые буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, присущей буддизму.
Вышеупомянутые книги всех направлений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священный канон буддийской философии среди учеников Махаяны — это сутра Праджняпаралшта (учение о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.
Как практиковать буддизм: осознанность
Внимательность — основная практика буддизма. Можно сидеть в медитации, как Будда, много лет. Но для этого нужно пойти в монастырь и отказаться от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.
К счастью, вам не нужно сидеть под баньяновым деревом, чтобы практиковать внимательность.
Внимательность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого необходимо беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим прямо сейчас.
Если вы внимательно прочитаете статью, вы уже понимаете, что настоящий момент, о котором говорят все Мастера, — это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент — это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И, прежде всего, телесные ощущения.
В самом деле, именно телесные ощущения отражаются в зеркале мира: они оставляют следы в вашем сознании.
Итак, имейте в виду. Обратите внимание на настоящий момент, здесь и сейчас.
И внимательно и беспристрастно соблюдайте:
- Ощущения и эмоции тела — это реакции на происходящее во внешнем мире.
- Мысли. Буддизм учит, что мысли — это не вы. Мысли — это те же события «внешнего мира», но они происходят в вашем уме. То есть мысли — это тоже предрасположенности, которые тоже оставляют свои следы. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать, как на них реагировать.
- Окрестности. Помимо «настоящего» момента, вы также должны быть очень чуткими ко всему окружающему вас пространству, быть внимательными к людям и природе. Но держите все свои чувства под контролем, не позволяя им влиять на ваше внутреннее состояние.
Буддизм – это религия или философия
В философии буддизма нет концепции Бога как создателя всего нематериального и материального, всемогущего существа, создавшего мир. В этом отличие от русских представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэвы», их ошибочно называют «богами». Они не создавали Вселенную и не управляют судьбами, это нормальные люди из другой реальности.
Вопрос: «Вы верите в Будду?» — лишены смысла в философии буддизма, поскольку Будда — истинная историческая личность, жившая около 2500 лет назад. Он был нормальным человеком, как и все мы.
Многие люди думают о Будде Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), когда упоминают Будду, это правда, но только отчасти. Любого последователя буддизма, достигшего просветления, можно считать Буддой, а их было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводится как «пробужденный», «просветленный». Но принято писать только Великих Будд с большой буквы, таких как нынешний Будда (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых, согласно канонам различных буддийских школ, от 6 до 21. Имена все остальные пишутся с маленькой буквы.
3 вида страданий в буддизме
И обычно в буддизме и его философии все страдания делятся на 3 типа. Первое страдание связано с нашим физическим телом, которое заболевает, стареет и умирает. Также есть физическая и душевная боль.
Второй тип страдания — это страдание изменчивости. Например, ваш любимый человек, к которому вы были привязаны, ушел к другому человеку. Или, допустим, ваш партнер ранен или получил ожог лица, тогда вам тоже больно. А что вы почувствуете, если вас уволят с работы? Избежать таких изменений невозможно.
Третий тип страдания связан с нашими чувствами и ощущениями. Здесь мы едим приятную пищу, она нам нравится, и рождается привязанность. И поэтому мы переедаем и плохо себя чувствуем. Да, это нормально, но есть люди, как в Африке, которым просто нечего есть.
И можно представить, что есть желание есть, а еды нет. Вот где рождается истинное страдание. Что ж, болезнь не является существенным страданием, когда заболевает наше любимое тело. Это третье существенное страдание.
III — Наши желания – источник страдания
Третья основная идея буддизма заключается в том, что мы страдаем из-за своих желаний. Многим из нас кажется, что мы живем в этом мире по собственной воле. Однако на самом деле это не совсем так, лучше сказать «нет.
Вот человек, который умирает, даже если он все еще хочет жить в этом мире, и как это для него, вы можете себе это представить. Где здесь его воля? Нет, он вынужден умереть против своей воли.
И сколько людей хотели бы, чтобы их любил тот или иной человек, но это не работает. Или кто-то хочет заработать, но тоже терпит неудачу. И если гордого человека унижают, когда он хочет показать свою гордость. А это говорит о том, что мы живем в этом мире не по своей воле, а управляемы только своими желаниями и страдаем только из-за них.
IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения
Закон Будды Шакьямуни объясняет причины желаний в этом мире и то, чем мы являемся, по сути.
Вообще в буддизме наше истинное состояние называется не Богом, а самим государством. И это состояние иногда называют Атманом или Истинным Я. Это состояние независимого существования, в котором есть только большое блаженство и большое счастье.
И все мы раньше были в этом независимом государстве. И далее Будда описывает процесс того, как мы «вышли» или «упали» из этого независимого состояния, которое иногда называют нирваной.
Согласно этому закону буддизма, наше Истинное Я или Атман подвергается вмешательству трех изначальных энергий и из-за незнания Истинного Я падает, подвергаясь воздействию внешней информации.
На этом этапе истинное «я» человека пытается найти снаружи что-то более приятное и лучшее. Так возникают форма и внешний вид, и различные элементы души, а также различие или разделение себя и других. Таким образом, душа начинает искать удовольствия во внешних вещах, и возникает запутанность или привязанность.
Разве люди не думают, когда получают предмет: «это мое, это мое»? И на основе этого разделения рождается ненависть к другим… Так произошло рождение в этом мире.
Все понимают, что нашего настоящего, настоящего дома здесь нет. Наше истинное состояние — это именно состояние или мир без формы, запаха, вкуса и т.д.
Это мир одного света, наполненный безмерным блаженством и счастьем. И где мы находимся одновременно и счастье, и радость, и блаженство, и вечность, одновременно.
Незрелые души продолжают поиск удовольствий
ActionTeaser.ru — тизерная реклама Душу, которая все еще ищет удовольствия в этом мире, можно назвать незрелой. Однако где же удовольствия, которые вы так желаете?
Многие вещи в жизни идут не так и идут не так, как хотелось бы. Так человеческая душа приходит к выводу, что то, что она считала удовольствием, на самом деле просто страдание.
И теперь, когда наша душа осознает, что все страдает, она хотела бы вернуться в свое первоначальное состояние счастья и блаженства, но, как видите, ей мешают эти взаимозависимые условия, другими словами, опыт и различение, накопленные за долгие воплощения мешать ей.
И поэтому люди, которые больше не хотят страдать, обращаются, например, к буддизму, который поможет им вернуться в исходное состояние «изначального ментального блаженства».
И здесь начинается процесс просветления и понимания буддийской философии, когда человек уходит от страданий и желаний посредством надлежащего анализа и размышлений о том, что мир страдает, что он непостоянен, что это иллюзия. И что тело не является сущностью, равно как и ум, чувства, переживания и различение.
И, основываясь на этом правильном взгляде, они избавляются от страданий этого мира, они получают просветление, они получают освобождение.
Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
В буддизме есть медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для достижения просветления.
Эта медитация позволяет вам успокоить ум, получить мистический опыт выхода из физического тела и уменьшить привязанность к своему телу и внешним объектам. Также эта медитация легко избавит вас от бессонницы.
И первое, что мы рассматриваем в этой буддийской медитации, — это наше тело, из чего оно состоит — вот волосы на голове, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело — это просто материя, независимая от нас, которая управляет физиологическими процессами.
Также организм заболевает, стареет и умирает. А если так, то мое тело — это не я, и это не моя сущность. Тело грязное: если долго не мыться, будет пахнуть животным. Так мы видим свое тело. А если тело — это не я, тогда кто в физическом теле? Оказывается, физическое тело — это иллюзия.
Ум и мозг не есть Я?
Ум — ум непостоянен, и, более того, отождествление с умом является первопричиной человеческих страданий. Но разум — это просто цепочка мыслей, у них нет эго. Нам кажется, что мысли возникают в мозгу, но сам мозг зависит от других частей тела, и поэтому в мозгу нет меня или отдельного объекта.
Чувства непостоянны и страдают. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, а любовь исходит от чувств. Но в своей жизни мы должны видеть что-то неприятное, слышать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому страдают чувства.
В этой медитации мы представляем, что внезапно потеряли зрение и ничего не видим, что мы не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Страдание возникает естественным образом, и это страдание связано с чувствами, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт, и чувственные привязанности уменьшатся.
Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Кроме того, души окружающих нас людей меняются, и это непостоянство тоже страдает, и поэтому это не я.
То, что мы представляем себе или другим, — это только опыт прошлого, и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все, из чего состоит человек, — это просто прошлый опыт и различение, это карма, от которой он страдает, это иллюзия прошлого, а не истинное «я.
Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма
- Существует концепция дуккха (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативные цветовые переживания). Все в большей или меньшей степени находятся под влиянием духа.
- У Дуккхи всегда есть причина, способствующая возникновению зависимости — жадность, тщеславие, похоть и т.д.
- Вы можете избавиться от зависимости и страданий.
- Человек может полностью освободиться от духи, пройдя путь, ведущий к нирване.
Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «среднего пути», то есть каждый человек должен найти «золотое» средство между богатым человеком, пресыщенным роскошью, и аскетом, лишенным всех достоинств человечность, образ жизни.
Священная книга
Учения Будды давно передавались из уст в уста. Священное Писание родилось из страха потерять основные заповеди.
Первые записи сделаны на листьях пальм, это коллекция «Типитака». Палийский канон — второе название Трех корзин».
Сборник нельзя назвать «главной книгой буддизма». Различные темы освещаются с помощью легенд, рассказов и проповедей, которые с течением времени претерпели многочисленные интерпретации и модификации.
Коллекция состоит из:
- «Виная питака», содержащая «корзину правил», посвященную правилам и предписаниям для буддийских монахов,
- «Суттанта Питака» «Корзина учений», состоящая из проповедей в виде 1000 трактатов,
- «Абхидхамма питака» «корзина чистого сознания», анализ принципов обучения, наиболее трудных для восприятия.
Священные Писания относятся к жанрам преподавания, академической работы и художественной литературы. Они учат всеобщему миру и истине.
Ступени Восьмеричного пути
- Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и выводов. Неправильные действия, которые приносят нам боль, а не радость, являются результатом неправильных мыслей, поэтому вам необходимо развивать осознание, наблюдать за своими мыслями и действиями.
- Стремления, правильные желания. Вы должны ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Живите в мире со всеми живыми существами.
- Правильная речь. Не используйте нецензурную лексику, избегайте сплетен, нецензурных выражений!
- Правильные действия, поступки. Не причиняйте вреда миру и всем живым существам, не совершайте насилия.
- Правильный образ жизни. Правильные действия приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриг, обмана.
- Правильные усилия. Сосредоточьтесь на хорошем, следуйте своим мыслям, уйдите от негативного образа сознания.
- Правильное мышление. Это результат правильного усилия.
- Правильная концентрация. Чтобы достичь спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм — одна из древнейших религий в мире. Его происхождение произошло в отличие от господствовавшего тогда брахманизма в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно с ним переплетаясь.
Если кратко рассмотреть возникновение буддизма, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали некоторые изменения в жизни индийского народа. Примерно в середине VI века до нашей эры индийское общество пострадало от культурного и экономического кризиса. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, постепенно начали претерпевать изменения. Очень важно, что именно в этот период произошло формирование классовых отношений. Появилось много подвижников, скитающихся по просторам Индии, сформировавших собственное мировоззрение, которое они разделяли с другими людьми. Так, в противовес основам того времени появился буддизм, заслуживший признание в народе.
Многие ученые считают, что основателем буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Он родился в 560 г до н.э в богатой семье царя племени Шакья. С детства он не знал ни разочарований, ни нужды, его окружала безграничная роскошь. Так Сиддхартха прожил свою молодость, не подозревая о существовании болезней, старости и смерти. Настоящим шоком для него стало то, что он однажды встретил старика, больного и похоронную процессию, когда выходил из дворца. Это так повлияло на него, что в возрасте 29 лет он присоединяется к группе странствующих отшельников. Так начинает искать истину бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих проблем и пытается найти способы их устранения. Понимая, что бесконечная череда перевоплощений неизбежна, если не избавиться от страданий, он попытался найти ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя 6 лет в скитаниях, он опробовал различные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими методами нельзя добиться просветления. Он считал медитацию и молитву эффективными методами. Когда он проводил время, медитируя под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому он нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней в месте внезапной интуиции, затем пошел вниз по течению. И они стали называть его Буддой («просветленный»). Там он начал проповедовать учение людям. Первая проповедь прошла в Бенаресе.
5 мифов о философии буддизма
- Пацифизм.
Одно из основных положений философии буддизма — ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает всякое насилие. Буддист может защитить себя в случае опасности, что отражено в массовой культуре. Документальные и художественные фильмы часто показывают монаха, обучающегося боевым искусствам. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают это достойно.
- Медитация.
Когда упоминаются буддисты, у многих возникает такой образ: человек, медитирующий в позе лотоса, поет мантры. Исследователи изучили эту проблему и обнаружили, что очень небольшая часть буддистов регулярно медитирует, включая монахов.
Ученые опросили приверженцев различных религиозных течений, выяснилось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.
- Будда.
Неискушенный читатель может подумать, что это изображение Будды Шакьямуни, первого просветленного человека. Это иллюзия. Смеющийся толстяк, принявший позу лотоса, — это Будаи или Хотей, который в философии буддизма рассматривается как следующее воплощение одного из будд — бодхисаттвы Майтрейи. По легенде, он приносит людям счастье, материальное благополучие и веселье. Хотя на толстяка он не был похож, потому что Майтрей много времени проводил в путешествиях.
- Страдания.
Существует заблуждение, что причинение себе боли и страданий является главной целью буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, они пытаются признать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождения.
Философия буддизма исходит из того, что одна из важнейших целей человеческой жизни — победа над страданием. Истинные буддисты не прибегают к моральным или физическим самоистязаниям таким образом, хотя они знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают идти по пути к просветлению.
- Реинкарнация.
Человек, не знакомый с буддийской философией, может поверить, что все буддисты поддерживают идею переселения душ и круга сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов понимают реинкарнацию как «возрождение», а не «возрождение». Очень немногие буддийские традиции поддерживают принцип переселения душ к разным животным.
Буддизм
Направления древнейшей из мировых религий
Философские направления буддизма берут свое начало с древних времен:
- Хинаяна основана на распознавании внешнего вида происходящего в результате действий, образа жизни и мыслей человека. Идеал — это монах, у которого есть способность избавляться от перевоплощений. Ни святой, ни ритуал, ни рай или ад, ни культовая икона или скульптура не признаются.
- Махаяна, признавая благочестие и спасение также для мирян, призывает поклоняться культовым изображениям и святым, предполагая присутствие небес.
- Ваджраяна, основанная на медитации и принципах самоконтроля.