- Индийский классический танец является одной из старейших танцевальных форм в мире. В его основе лежит трактат II века до н.э. «Натьяшастра» мудреца Бхараты, в котором сформулированы важнейшие характеристики индийского танца и драмы. В нем говорится, что боги считали свои вселенские обязанности тягостными и скучными, пока Брахма не создал танец, чтобы наполнить их жизнь радостью.
- Танец для богов
- Классические стили индийского танца
- Индийский классический танец vs балет
- Происхождение Бхаратанатьям. Дэвадаси
- БХАРАТАНАТЬЯМ
- КАТХАКАЛИ
- МАНИПУРИ
- КАТХАК
- КУЧИПУДИ
- МОХИНИАТТАМ
Индийский классический танец является одной из старейших танцевальных форм в мире. В его основе лежит трактат II века до н.э. «Натьяшастра» мудреца Бхараты, в котором сформулированы важнейшие характеристики индийского танца и драмы. В нем говорится, что боги считали свои вселенские обязанности тягостными и скучными, пока Брахма не создал танец, чтобы наполнить их жизнь радостью.
Натьяшастра различает два аспекта танца: нритта — чистый танец и нритья — интерпретация танца. Нритта выражает ритмичное движение через определенные положения рук и ног. Нритья использует жесты, позы и мимику в сочетании с ритмическими движениями, чтобы раскрыть эмоциональность и поэтический смысл танца.
Танец для богов
Большинство классических стилей индийского танца возникло как храмовое искусство, уходящее корнями в религию и мифологию индуизма. Многие артистические династии внесли свой вклад в этот жанр танца с VI века до наших дней. Расцвет храмового искусства был вызван бурным строительством храмов в IX-X веках.
С древних времен танец был одним из способов служения божеству и исполнялся в храмах девадаси — «девушками Бога». Танцовщица выступала с образом Бога, поэтому сольное исполнение до сих пор остается в основе большинства индийских классических стилей.
Миссия храмового танца заключалась в том, чтобы нести людям искусство. Храмы соперничали за лучших танцоров и музыкантов. Впоследствии храмовый танец был узаконен, и правители стали защищать танцоров.
Классические стили индийского танца
Разнообразие стилей индийского классического танца объясняется их происхождением в разных частях страны. Самые известные стили — это Бхаратанатьям (Тамил Наду), Катхакали и Мохиниаттам (Керала), Одисси (Орисса), Катхак (Уттар-Прадеш), Кучипуди (Андхра-Прадеш) и Манипури (Манипур).
Индийский классический танец vs балет
Движения индийского классического танца коренным образом отличаются от западной балетной традиции. В балете акцент часто делается на движениях ног, поэтому основными качественными характеристиками балета являются рост, скорость и легкость. Тело остается относительно неподвижным, а руки обрамляют лицо или уравновешивают тело.
В индийском танце ноги обычно согнуты и упираются в плоскостопие. Прыжки невысокие, танцор редко занимает большую площадь сцены. Сложность работы ног заключается в использовании замысловатого ритмического рисунка. Большинство танцоров носят колокольчики на щиколотках, добавляя к музыке свой собственный аккомпанемент.
Туловище, лицо, руки и кисти чрезвычайно активны. Голова довольно подвижная, а ее характерные изгибы или покачивания подчеркивают выразительность мимики танцора. Движения туловища изящны и плавны, а руки двигаются с подчеркнутой точностью, придавая каждому жесту разное значение. В арсенале индийских танцоров 13 положений головы, 36 видов взгляда и 67 мудр (жестов рук), которые в различных комбинациях могут передавать до 7000 значений, то есть самые разные сложные события, идеи и эмоции.
Происхождение Бхаратанатьям. Дэвадаси
Бхаратанатьям возник около 2000 лет назад на юге Индии, в штате Тамил Наду. В его основе — театральный трактат «Натья шастра» (дословно — «Наука танца»). Натья Шастра (II век до н.э. — II век нашей эры) — это древнеиндийский трактат по драматургии, в котором описывается искусство театра — теория драмы и музыки.
Изначально этот танец исполнялся в южноиндийских храмах, посвященных Шиве, и назывался Дасйаттам, потому что в нем традиционно участвовали девушки по имени Девадаси (Дева — «Божественность» на санскрите).
Лучшие девушки отбирались на роль девадаси и занимали высокие должности в храмах. Стать одной из девадаси было сложно и считалось очень престижным (девушка получила привилегированное положение). Девадаши, как и сами храмы, находились под прямой защитой правящего царя. Основным занятием Девадаси был театральный танец храмового божества.
БХАРАТАНАТЬЯМ
Бхаратанатьям, названный в честь мудреца Бхараты, автора трактата Натьяшастра, возник в храмах южной Индии. Этот стиль веками совершенствовался поколениями девадаси. Танцоры девадаси, посвященные храму для служения Богу в качестве танцоров и музыкантов, обучались своими наттуванарскими гуру, а затем участвовали в сложных храмовых ритуалах.
Постепенно, под влиянием изменений в обществе и смены правителей, покровительствовавших храмовым танцорам, институт девадаси пришел в упадок, а вместе с ним и традиции танца. Всего несколько десятилетий назад, благодаря усилиям Рукмини Деви Арундейл и на основе многочисленных санскритских текстов (Натьяшастра, Абхиная Дарпанам и т.д.), Бхаратанатьям возродился и начал исполняться на сцене. Спектакли носили явно религиозный характер и изображали героев эпических поэм и известные мифологические сюжеты.
Сегодня Бхаратанатьям — один из самых популярных танцевальных стилей, который изучается и исполняется танцорами по всей Индии и во многих других странах мира. Разнообразие движений, поз и ритмов стиля Бхаратанатьям часто является источником вдохновения для экспериментальной хореографии и стиля фьюжн.
КАТХАКАЛИ
Катхакали — одна из старейших театральных форм в мире, возникшая в штате Керала на юго-западе Индии. Как правило, это групповое представление на сюжеты индийской мифологии, в частности двух эпических поэм: «Рамаяна» и «Махабхарата».
Катхакали отличается необычными костюмами, высокими головными уборами и изысканным макияжем. Цвет помогает определить, какой он герой, положительный или отрицательный. Зеленая краска используется в макияже благородных героев и великих королей, таких как божественный царь Рама. У отрицательных героев, таких как царь асуров Равана, зеленый макияж с красными отметинами на щеках. Чрезмерно злые персонажи носят красный макияж и длинные рыжие бороды. Жителей леса и охотника выделяет черный макияж, а женщин и аскетов — желтый.
Техника катхакали — это высокоразвитый язык жестов, с помощью которого танцор может рассказать целую историю. Движения тела и ног очень скрупулезны и точны. Танцоры катхакали проходят очень сложный курс обучения, который включает в себя тренировку по боди-массажу. В этом стиле все роли, в том числе и женские, исполняют мужчины.
МАНИПУРИ
Стиль манипури зародился в горном районе Манипур. Согласно легенде, боги осушили озеро, окруженное живописными горами, чтобы создать танцпол. Неудивительно, что танцы здесь являются частью повседневных обрядов — свадьбы, почитания предков и т.д.
Санкиртана и раса-лила, основанные на теме любви между Кришной и Радхой, занимают важное место в репертуаре Манипури. Раса Лила изображает космический танец Кришны и пастушьих гопи. Восхитительные вышитые юбки танцоров и корона из павлиньих перьев Кришны добавляют красок этому танцу, в котором танцоры качаются и кружатся в ускоренном темпе.
КАТХАК
Эта танцевальная форма обязана своим названием древним североиндийским поэтам, известным как рассказчики катхаков. Они выступали на деревенских площадях и во дворах храмов, рассказывая мифологические истории и поучительные истории из Священных Писаний. Это был элитный театр с инструментальной и вокальной музыкой и стилизованными жестами. В эпоху Великих Моголов катхак стал сложным камерным искусством, которое любили и поощряли правители, а художники годами оттачивали драматическую и ритмическую составляющую танца, восхищая своим мастерством высокопоставленную публику.
Техника катхак отличается быстрой ритмичной работой ног в сложных временных циклах под аккомпанемент ударных инструментов. Танцовщица и перкуссионисты часто устраивают своеобразную «перекличку», которая завершается эффектной позой. Три основные школы, в которых этот стиль зародился и достиг своего расцвета, находятся в городах Лакхнау, Варанаси и Джайпур.
КУЧИПУДИ
Кучипуди — это известный стиль индийского классического танца из штата Андхра-Прадеш. Своим названием он обязан деревне Кучелапурам, жители которой — брамины — исполнили традиционную танцевальную драму «Бхагаватмела» на телугу. Изначально Кучипуди играли мужчины, а сегодня его исполняют в основном женщины. В отличие от других стилей, Кучипуди требует навыков не только в танце, но и в пении.
Движения в Кучипуди более быстрые и округлые, чем в других классических стилях. Наибольшее сходство наблюдается со стилем Бхаратанатьям. Сольные номера Кучипуди — «Пуджа», «Джатисварам», «Шабдам», «Тарангам», «Киртанам» и «Тиллана».
«Тарангам» — самое уникальное произведение из репертуара Кучипуди, известное как танец с бронзовой пластиной. Танцовщица исполняет ее в сложном ритме, стоя у края тарелки. Музыкальное сопровождение этого танца представляет собой фрагмент известного произведения великого поэта Нараяны Тиртхи «Кришна Лила Тарангини», посвященного жизни и творчеству Бога Кришны.
МОХИНИАТТАМ
Танцевальный стиль Мохиниаттам зародился в Керале в Юго-Западной Индии. Название стиля означает «танец чародей» и поистине завораживает: бело-золотой костюм, прическа и изящные движения в среднем темпе. Мохиниаттам характеризуется раскачиванием туловища, когда положение ног похоже на плие. Глаза играют важную роль в дизайне танца. Изначально Мохиниаттам исполняли только женщины, но в наши дни танцоров много.
Первые упоминания о Мохиниаттам относятся к 18 веку, но истинный стиль был разработан в 19 веке при Махарадже Свати Тирунале, великом знатоке искусства. При нем Мохиниаттам был признан сольным танцем со своим репертуаром. Помимо мифологии, этот стиль черпает вдохновение в природе. За последние десятилетия репертуар Мохиниаттама значительно расширился благодаря многочисленным артистам, усилиями которых этот прекрасный танец сохранил свою уникальность среди других классических стилей Индии.